Вторую жизнь использованным автомобильным покрышкам собирается дать жамбылское ТОО “Дажан”. Идея перерабатывать автошины в полезную продукцию возникла как необходимость найти безопасное покрытие для детской площадки.
“Выяснилось, что такое покрытие можно сделать из переработанной резины. Однако в Казахстане подобного найти не удалось, пришлось искать альтернативу в России, где и нашли сделанную из автошин разноцветную упругую плитку, удобную, безопасную, комфортную и долговечную. В то же время поняли, что производство разнообразных покрытий из переработанных автошин в нашей стране является свободной нишей для бизнеса. А в Таразе особенно мало предприятий, занимающихся производством продукции из переработанных отходов”, – говорит руководитель товарищества Марал Байгельдиева.
На данный момент ТОО “Дажан” готовит к пуску предприятие, где будет осуществляться дробление автопокрышек в резиновую крошку разных размеров и назначения. Закуплено оборудование российского производства, завод-изготовитель окажет помощь по установке, монтированию автоматической линии и обучению персонала. Мощность предприятия составит 500 кг переработанных покрышек в час. При этом 70% объема переработанных автошин составит резиновая крошка, которую планируется реализовывать только на первом этапе. В последующем жамбылское предприятие наладит собственное производство покрытия в виде плитки, рулонов, используемых как для детских площадок, так и для спортивных сооружений. М. Байгельдиева подчеркнула экологическую безопасность производства по утилизации отработанных автошин.
С июля 2013 г. в Казахстане вступил в силу новый государственный стандарт переработки шин, запрещающий сжигание, захоронение на полигонах, а также размещение изношенных шин на несанкционированных свалках или в отработанных карьерах. В состав шин входят опасные компоненты, такие как свинец, хром, кадмий и другие тяжелые металлы, представляющие угрозу для здоровья человека и окружающей среды. В то же время рациональное использование изношенных шин имеет существенное экономическое значение. Шины представляют собой ценное вторичное сырье, содержащее резину (66%), текстильный корд (17%) и металл (16%), повторное использование которых позволит сократить потребление природных ресурсов. Инфраструктура по раздельному сбору и утилизации изношенных шин имеется в Алматы, Актобе, Кызылорде, Караганде, Костанае, Шымкенте. В Таразе за последнее десятилетие число автомобилей выросло вдвое. Ежегодно владельцы автомобилей выбрасывают сотни использованных шин, приносящих вред окружающей среде. (forbes.kz/Химия Украины и мира)