Очередной скандал вокруг российского “ЛУКойла” в Восточной Европе отвлек внимание от главного вопроса – кто и зачем вывел танкеры с контрафактными нефтепродуктами на рынки государств Черного моря.
Агентство национальной безопасности Болгарии 1 марта начало массовые проверки сетей АЗС в стране. Ревизии начались после того, как болгарская таможня порта Варна выявила танкерную партию некондиционного дизтоплива, произведенного группой мини-НПЗ Исламского Государства (ИГ) в центральной части Сирии. Болгарская пресса со ссылкой на таможенные инстанции сообщила, что танкер с контрафактным топливом прибыл на территорию страны с одной из нефтебаз в Греции. Болгария входит в ЕС, который с 2011 г. придерживается жестких санкций в отношении Сирии. К началу 2016 г. они применялись в отношении более чем 70 нефтекомпаний Сирии, а также нескольких сотен бизнесменов из Сирии, Греции, Ливана и Кипра, которые были отнесены к окружению сирийского диктатора Башара Асада или к лидерам ИГ.
Появление сотни тысяч тонн контрафактных нефтепродуктов на рынке Болгарии совпало с потрясениями, вызванными началом серии расследований болгарской Комиссии контроля конкуренции (ККК). Поводом для них стал выявленный на НПЗ Lukoil Nеftochim в Бургасе факт многократного завышения внутренних цен на нефтепродукты. Они были гораздо выше, чем цены поставок этих же нефтепродуктов на экспорт – на НПЗ “ЛУКойла” в итальянской Сицилии. Болгарская ККК пришла к выводу, что высокие внутренние цены несут признаки картельного сговора, который предположительно охватывает все работающие в стране крупные сети АЗС, принадлежащие корпорациям Shell, Rompetrol, ECO, OMV, Hellenic Petroleum, сербской NIS и российской Lukoil Bulgaria. Дело в том, что, несмотря на снижение мировых цен на нефть и сезонное падение спроса на топливо в Болгарии, розничные цены на нефтепродукты в зимний торговый сезон 2015-2016 г. остались в стране на уровне лета 2015 г. Тогда нефть марки Brent котировалась на мировых рынках гораздо выше нынешних $30-$34/барр.
Но выявленная правоохранителями Болгарии поставка контрафактных нефтепродуктов из Сирии показала, что и удешевление цены дизтоплива может быть не всегда законным. Не исключено, что начатое расследование подтвердит, что это далеко не первый танкер с контрафактом, а танкерная линия Варной не заканчивается. Она может продолжаться в другие страны Черноморского региона с развитым сегментом импорта. В число последних, кроме Болгарии, также относятся Украина и Молдова. Но эти страны не входят в ЕС, следовательно, международные санкции против Сирии на их территории не действуют.
Пока болгарские официальные инстанции воздерживаются от комментариев относительно имен покупателей контрафтакта и интернационального аспекта этих поставок. Официальные источники лишь строят предположения, из портов какой страны в Грецию могли транзитом попасть сирийские нефтепродукты – Кипра, Ливана или Турции.
Дело о противозаконном импорте из Сирии пока не распространяется на расследование против Lukoil Nеftochim, подозреваемый в нарушении ценообразования при поставках между дочерними компаниями в Варне и на Сицилии. Но нынешние обструкции в Болгарии для “ЛУКойла” наслоились на завершившуюся только в минувшем январе двухлетнюю тяжбу в соседней Румынии. Власти Бухареста около года блокировали на счетах Lukoil Petrotel EUR2 млрд. из-за подозрения в неуплате налогов. Эти судебные тяжбы завершились компромиссом: активы были разблокированы, вся вина за нарушения возложена на физических лиц-нарушителей.
Такие неурядицы, как и нынешние катаклизмы в Болгарии, не могут не отображаться на глобальной политике “ЛУКойла” в сфере сбыта нефтепродуктов. В случае подтверждения картельного сговора в Болгарии этой компании грозит штраф в размере 10% годовой выручки (ее объем у принадлежащего “ЛУКойлу” НПЗ Бургас превышает EUR1,8 млрд.). 7 февраля компания объявила о продаже австрийской AMIC Energy Management GmbH сети из своих 230 АЗС в странах Балтии. В 2014-2015 гг. российская нефтекомпания продала австрийской управляющей структуре около 200 своих АЗС в Польше и Украине и полностью покинула нефтепродуктовые рынки этих стран. Официальные комментарии “ЛУКойла” утверждают, что такая тенденция не перекинется на страны, в которых работают ее НПЗ или НПЗ партнеров “ЛУКойла”. (Деловая столица/Химия Украины и мира)