Ситуация на рынке нефтепродуктов Армении не может не вызывать недоумения. С подобным заявлением 15 марта с трибуны Национального собрания выступил депутат парламента Никол Пашинян.
По его словам, в 2013 г. Армения и Россия заключили соглашение, в соответствии с которым Россия беспошлинно обязалась поставлять нефтепродукты в Армению. После этого Армения вступила в Евразийский экономический союз, что позволило создать единое таможенное пространство. Теперь сложилась ситуация, при которой в Грузии бензин дешевле, чем в Армении. Например, бензин “Регуляр” стоит в Армении 390 драмов, в Грузии – 250 драмов/л. С другой стороны, на армянском рынке появился субъект в лице компании “Роснефть Армения”, которая по итогам 2015 г. получила прибыль в 15 млрд. драмов (около $35 млн.). И непонятно, чем занимается эта компания? Получается, что она приобретает нефтепродукты у “Роснефти”, которые затем перепродает армянским компаниям, получая за это прибыль. В итоге Армения на льготных условиях и льготном пространстве получает нефтепродукты, которые затем взлетают в цене, а Грузия, находящаяся в совершенно ином поле, получает бензин по более низким ценам.
В ответ председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК) Артак Шабоян подчеркнул, что сфера нефтепродуктов находится под постоянным вниманием ГКЗЭК. Исследования показали, что с начала 2014 г. и до конца 2015 г. цены на бензин в Армении понизились. В долларовом выражении стоимость “Регуляра” с 480 драмов снизилась до 380 драмов/л, в евровом выражении удешевление бензина в Армении в 2015 г. было существенно больше, чем во многих других странах. Девальвация армянской валюты также отразилась на стоимости бензина. Изменение цен на нефть существенно не влияет на рыночные цены бензина в Армении – здесь большую роль играют расходы на добычу нефти в России, налоги и транспортные затраты при импорте бензина из грузинского порта Поти. А. Шабоян отметил, что импорт бензина в Армению осуществляется из трех источников – “Роснефти”, компании “ЛУКойл” и одной болгарской компании. Рынок сильно централизирован, в связи с чем находится под постоянным контролем ГКЗЭК. По его данным, число крупных импортеров бензина в Армению с 2008 г. сократилось с 5 до 2.
В 2015 г. РФ без оформления таможенной пошлины поставила в Армению 136,2 тыс. т автомобильного бензина, из которых 120 тыс. т российского производства. В рамках нового индикативного баланса в 2015 г. Армения получила также 150 тыс. т дизельного топлива (весь объем российского производства), 47 тыс. т топлива для реактивных двигателей (8 тыс. т российского производства), а также 29,2 тыс. т нефтяного гудрона для производства битума (полностью российского производства). (finport.info/Химия Украины и мира)