Власти всерьез взялись за схемы “серого импорта” нефтепродуктов через Беларусь, которые могут привести к дефициту на внутреннем рынке и росту цен. Под давлением Москвы в марте белорусские власти начали наводить порядок” на местном топливном рынке. Вслед за этим в правительстве потребовали от российских компаний прекратить “неоправданные” поставки нефтепродуктов в Беларусь.
В последние месяцы объемы поставок российских нефтепродуктов в соседнюю республику резко возросли. По данным железнодорожных экспедиторов, ООО “Татнефть-Транс” поставило в январе в Беларусь 25 тыс. т бензина. Хотя “Татнефть” имеет в республике собственную розницу, такого количества бензина, как отметил один из местных трейдеров, “им бы хватило лет на двенадцать”. “Роснефть”, у которой тоже есть розница в Беларуси, поставила за тот же период около 360 т топлива. Весьма крупные объемы бензина – более 28 тыс. т – отправил в 2016 г. “ЛУКойл”, что намного превышает потребности розничной сети, которую компания имеет на территории Беларуси.
Трейдеры объясняют возросшие поставки на белорусское направление рыночной конъюнктурой. Цена литра высокооктанового бензина в Минске составляет $0,58, в то время как в Москве – $0,57. В пересчете на тонну и за вычетом маржи розницы и оптовиков разница меньше $10. По словам трейдеров, вряд ли кто-то повезет такие объемы за такие деньги. Другое дело, что на заправках Киева литр стоит $0,77-$0,80, а в Варшаве – $1,1. Другими словами, значительная часть российского топлива уходит в Украину и Европу, причем, поскольку Беларусь входит в Таможенный союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной и с них не взимается акциз.
Российские власти беспокоят не только фискальные потери от возможного “серого экспорта”. Глава ВНИПИ нефти Владимир Капустин отметил, что хотя сегодня в России нет дефицита бензина, правительство должно следить и за балансом, и за наполняемостью бюджета. А в последнее время немало российского топлива уходит за пределы Таможенного союза с территории Беларуси как местный бензин. На заседании правительственной комиссии по ТЭКу вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минфину, Федеральной таможенной службе (ФТС) доложить о причинах резкого увеличения поставок нефтепродуктов в Беларусь дочерними предприятиями “Татнефти” и “Газпрома”.
Три года назад между Россией и Беларусью уже возникали серьезные разногласия по поводу реэкспорта – республика продавала за границу российские нефтепродукты под видом “растворителей” и “разбавителей”. Объем поставок топлив с “растворителями” тогда достиг крупного индустриального размаха. Только в Украину в январе-августе 2012 г. было поставлено на 1 млн. т больше “белорусского” топлива, чем за тот же период годом ранее. Потери российского бюджета оценивали в $1,5 млрд.
Как рассказали источники в Минске, с позицией Москвы связан мартовский арест одного из белорусских “олигархов”, некогда президентского фаворита Юрия Чижа, основателя компаний “Трайпл” и “Нефтехимтрейдинг” – активных участников давальческих схем переработки российской нефти на белорусских НПЗ, а также поставщика топлива на экспорт в Украину и за пределы СНГ. КГБ Беларуси подтвердил его арест 11 марта. Судя по всему, схемы “серого экспорта” бизнесмену были не в новинку – еще в 2012 г. “Трайпл” активно участвовала в бизнесе “растворителей”. Интересно, что поводом для ареста, по словам главы КГБ Беларуси Валерия Вакульчика, служат якобы некие сведения, предоставленные заместителем Чижа Владимиром Япинцевым, арестованным в августе 2015 г. по заявлению самого Юрия Чижа (тот обвинил зама в финансовых махинациях). “Арест связан с давлением Москвы, удивленной объемами бензина, которые начали уходить в Беларусь, – утверждает один из нефтетрейдеров. – Показательное наказание одного из наиболее активных возможных участников “серых схем” станет для других наглядным примером”.
Не исключена также и политическая подоплека. Крупные партии бензина пошли в Беларусь с октября 2015 г. вскоре после того, как Москва в сентябре ввела запрет на поставки, которые могут быть использованы Украиной в конфликте с Донбассом. “Трайпл” была очень активна именно на украинском направлении. Трейдеры отмечают, что компания брала кредиты под поставки нефтепродуктов в Украину. В 2015 г. белорусские поставщики продали на украинский рынок 1,4 млн. т бензина. (Rcc/Химия Украины и мира)