В I квартале биржевые цены на бензин выросли больше чем на 20%, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Так, биржевая стоимость “Регуляр-92” в европейской части России (Владимирский индекс) выросла на 22,3% до 39 731 руб./т, “Премиум-95” – на 23% до 41 569 руб./т. Для сравнения: в I квартале 2014 г. и 2015 г. биржевые цены на бензин росли на 11-12% и 5-6% соответственно, говорится в обзоре агентства “Аналитика товарных рынков”.
Такой уровень цен, по опыту прошлых лет, скорее характерен для начала лета, а не ранней весны, сказано в обзоре.
Цены выросли в основном из-за роста акцизов на бензин, считают эксперты “Аналитики товарных рынков”. Рост акцизов в 2015 г. инициировал Минфин, чтобы повысить налоги для нефтяников. Акцизы росли в 2 этапа: с 1 января – на 2000 до 7530 руб./т (на автобензин класса 5), а 1 апреля акциз вырос еще на 2600 до 10130 руб./т. При этом экспортный паритет для компаний вырос на 5428 руб./т с НДС в 18%. Формально в I квартале акцизы выросли только на 2000 руб., но биржевой товар торгуется с поставкой в течение 30 дней, значит, продавцы в марте начали учитывать цену с учетом 2 повышений акцизов, объясняет директор по развитию бизнеса агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов.
В конце декабря 2015 г. доля налогов в средней стоимости литра бензина Аи-92 составляла 40% (НДПИ, НДС и акциз), теперь она выросла до 50%, говорит Турукалов. Очищенная от акциза цена выросла на 1500-2000 руб./т: это нормальный рост с точки зрения экспортного паритета, в Европе оптовые цены также выросли, указывает он. Теоретически, если регуляторы не будут вмешиваться, нефтяные компании могут аналогичным образом повысить розничные цены к середине лета, рассуждает он. Но, судя по поступающим сигналам, регуляторы пристально следят за ценообразованием в рознице, поэтому точно сказать, когда и на сколько могут вырасти цены на АЗС из-за акцизов, очень сложно, заключает Турукалов. В феврале замминистра финансов Максим Орешкин оценивал рост цен на бензин из-за повышения акцизов в 5% при цене на нефть $30/барр.
“Если маржинальности АЗС будет не хватать, может возникнуть и определенный рост цен на бензин, а в конце года может быть снижение, как в конце 2015 г.”, – говорит начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. Напрямую ограничивать розничные цены ФАС не может, напоминает он. С 1 апреля цены на бирже пошли вниз: “Регуляр-92” подешевел на 0,5% до 38 734 руб./т, а “Премиум-95” – на 0,7% до 40 658 руб./т, следует из данных биржи.
В конце марта заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что в 2016 г. цены на бензин будут расти темпами, близкими к инфляции. Минэнерго и ФАС постараются удержать изменение цен на нефтепродукты в пределах инфляции, несмотря на двукратный рост акцизов, обещал первый замминистра энергетики Алексей Текслер. (angi.ru/Химия Украины и мира)