“Роснефть” попросила правительство снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Письмо с такой просьбой госкомпания направила в правительство в августе, а в сентябре министерства и ведомства получили поручение проработать вопрос.
У “Роснефти” радикальные предложения: снизить тарифы “Транснефти” на прокачку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке на 50%, а тарифы РЖД – на 30% и сделать это единовременно, рассказывает один собеседник. Второй собеседник цифры подтверждает, но, по его информации, тарифы “Транснефти” компания предлагает снизить только на транспортировку нефти до нефтеперерабатывающих заводов. Такое резкое снижение – абсурд, всерьез обсуждать никто не будет, рассказывают оба собеседника. Но идея снизить тарифы все-таки рассматривается – пусть и в виде концепции, без привязки к предложенным цифрам, предупреждает один из них. Например, рассуждает он, можно снизить размер индексации тарифов или вовсе ее обнулить.
Представители “Роснефти” и “Транснефти” отказались от комментариев, представители Минфина и Федеральной антимонопольной службы не ответили на вопросы. Представитель РЖД говорит, что не знает о предложениях “Роснефти”. Минэкономразвития пока не знакомо с предложениями компании, но не поддерживает их: сокращение тарифов приведет к значительному выпадению доходов естественных монополий, говорит представитель министерства. Минэнерго получило такое поручение правительства, подтверждает представитель министерства и предупреждает, что замораживание и особенно снижение тарифов представляется нецелесообразным: это приведет к недофинансированию инвестпроектов “Транснефти”. “Транснефть” из-за этого может сдвинуть сроки ввода нефте- и продуктопроводов, отчего пострадают сами нефтяники, следует из объяснения Минэнерго.
За последние 2 года нефтепереработка сильно пострадала из-за налогового маневра и падения нефтяных цен. Маржа среднего российского НПЗ снизилась с 2014 г. почти втрое – с 2500 руб./т до 800 руб.; в 2017 г. из-за завершения налогового маневра упадет до 400 руб./т, говорит директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. У НПЗ “Роснефти” особенно плохая ситуация из-за удаленности от границ и большой доли выхода темных нефтепродуктов (а мазут с 2017 г. предлагается обложить экспортной пошлиной в 100% пошлины на нефть), говорит один из собеседников. Но поддержать налоговыми стимулами переработку не удается, Минфин планирует повышать налоги на отрасль и “Роснефть” предложила альтернативный способ поддержки, заключает он.
За 6 месяцев 2016 г. “Роснефть” потратила на транспортировку нефти и нефтепродуктов 282 млрд. руб., это 12% выручки от переработки и логистики и 14% от всех затрат компании. С 1 января тарифы “Транснефти” на транспортировку нефтепродуктов выросли в среднем на 12%, тарифы на транспорт нефти – на 5,67%. Тарифы РЖД с начала года выросли на 9%, говорится в отчете “Роснефти”. Сейчас средняя тарифная ставка для перевозки тонны нефтепродуктов по железной дороге от НПЗ в центральной части России до экспортных портов составляет порядка 2500 руб., стоимость транспортировки тонны нефти из Западной Сибири в европейскую часть России – около 1300 руб., говорит Борисов: снижение тарифов может поддержать рентабельность российских НПЗ.
В 2016 г. выручка “Транснефти” от прокачки нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке составит около 290 млрд. руб., если предложение “Роснефти” будет принято, потери составят 145 млрд., говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. По оценкам Дмитрия Маринченко из Fitch, ежегодные потери “Транснефти” могут составить 125-130 млрд. руб. – почти треть от прогнозной EBITDA в 2016 г. Выполнить предложение “Роснефти” будет проблематично, маловероятно, что правительство согласится, говорят аналитики. Но, возможно, “Роснефть” сможет добиться замораживания транспортных тарифов, верит в госкомпанию Полищук.
Предложение “Роснефти” можно принять к рассмотрению только в случае, если грузовладелец увеличит перевозки по железной дороге. Если рассматривать скидки с тарифа, это может быть максимум 25%, говорит генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Если все-таки такое понижение тарифов произойдет в обмен на увеличение погрузки, оно может стабилизировать бюджет РЖД, в противном случае приведет к серьезной дестабилизации финансовых потоков компании. Потери РЖД Ивакин оценил более чем в 40 млрд. руб. (Нефть России/Химия Украины и мира)