Правительство нашло новый, достаточно радикальный способ борьбы с некачественным топливом. С апреля Росстандарт начнет проверять бензин и дизельное топливо на АЗС с помощью экспресс-теста, что позволит отправлять на длительный и дорогостоящий лабораторный анализ только подозрительные образцы. В дальнейшем Росстандарт рассчитывает получить право закрывать АЗС только на основе результатов экспресс-теста, который занимает несколько минут в отличие от нескольких дней, уходящих на лабораторную проверку.
Росстандарт до конца года планирует ввести в России новую методику оценки качества топлива на основе экспресс-анализа, сообщили в ведомстве. Экспресс-анализатор, разработанный в подведомственном институте ВНИИР, может вне лаборатории за несколько минут с точностью до 95% определить октановое и цетановое числа топлива, а также массовую долю серы, концентрацию железа, марганца и свинца.
Сейчас схема проверки предполагает направление проб на лабораторный анализ, что занимает около недели, а также требует существенных затрат – 15-25 тыс. руб. за каждый образец в зависимости от региона. Теперь, поясняют в Росстандарте, если проверка пробы непосредственно на АЗС или нефтебазе не выявит нарушений, отпадет необходимость в лабораторном анализе. На него будут отправляться только те образцы, где экспресс-анализ выявил отклонения от стандартов. По оценкам ведомства, такой подход позволит в шесть-восемь раз снизить расходы на контроль качества топлива, увеличить охват проверок и сократить их сроки, а также снизить административное давление на добросовестный бизнес.
Сейчас, если экспресс-анализ выявит нарушения, только на его основании остановить работу АЗС или нефтебазы нельзя. Это можно сделать только по итогам проверки в лаборатории, получение результатов которой занимает несколько дней. На практике за это время АЗС или нефтебаза, как правило, успевают распродать некачественное топливо. “В перспективе мы планируем выступить с инициативой, в рамках которой можно будет приостанавливать продажи сомнительного топлива сразу после анализа на АЗС или нефтебазе, откуда в основном и поступает контрафактное топливо”, – сообщили в Росстандарте.
Масштабная борьба с контрафактным топливом в России началась в 2015 г. по поручению Владимира Путина. Как говорили собеседники на рынке, исходно в этом были заинтересованы крупные нефтяники, которые хотели устранить конкурентов на фоне насыщения внутреннего рынка бензина и роста налоговой нагрузки на нефтепереработку. Идею поддержал и Минфин, поскольку в большинстве случаев смысл продажи контрафактного топлива заключается в уходе от уплаты акцизов.
По данным Росстандарта, в 2016 г. нарушения были обнаружены на 18% российских заправок, при этом 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств. Это самый низкий уровень за последние пять лет, в то время как годом ранее он был рекордно высоким – 42,5%. В то же время рост акцизов в последние два года и снизившаяся маржа нефтепереработки способствуют увеличению объемов контрафактного топлива. По разным оценкам, объем контрафакта на рынке может составлять 6-10 млн. т (около 8-15% от потребления бензина и дизельного топлива в РФ).
Росстандарт собирается начать применение экспресс-анализаторов в тестовом режиме в апреле в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Полноценного внедрения методики в ведомстве ожидают до конца года, когда будут внесены необходимые изменения в нормативные акты. В ближайшее время экспресс-анализатор должен быть внесен в реестр средств измерения установленного типа, также ВНИИР проводит работу по его внесению в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. В 2016 г. Росстандарт утвердил предварительный национальный стандарт (ПНСТ 155-2016), который предусматривает применение экспресс-анализаторов. Стоимость прибора составляет около 300 тыс. руб., его пока производит только ВНИИР, но Росстандарт готов закупать приборы на тендерах и у других производителей, если они появятся. Спрос на экспресс-анализаторы может вырасти, если их начнут применять непосредственно продавцы топлива. Например, АЗС, которая сейчас вынуждена либо доверять паспорту качества топлива, представленному поставщиком, либо заказывать дорогой лабораторный анализ, сможет применить экспресс-тест при приемке. Это поможет снизить риски получения контрафакта и тем самым обезопасить добросовестного продавца от наказания за некачественный товар.
Сейчас штраф для юрлиц за продажу контрафактного топлива составляет около 300 тыс. руб., но в перспективе он, вероятно, станет оборотным – 1% от выручки. В 2016 г. соответствующий законопроект одобрила госкомиссия по антиконтрафактной деятельности, которую возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Ожидается, что в 2017 г. законопроект утвердит правительство (Минэнерго его уже одобрило).
Глава Российского топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Евгений Аркуша считает применение новой экспресс-методики правильным и эффективным. Но, по его мнению, важно не делать поспешных выводов на основе только такого анализа, а предъявлять обвинения после регламентированного теста в лаборатории. В крупнейших нефтекомпаниях не стали комментировать ситуацию.
Гендиректор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов согласен, что Росстандарт в целом идет в правильном направлении. “На розничном рынке необходимо внедрение дешевых методов экспресс-анализа качества нефтепродуктов. Высокий интерес к таким методам, скорее всего, проявят добросовестные розничные продавцы, стремящиеся обезопасить себя от неправомерных действий водителей бензовозов”, – считает он. Но, уточняет эксперт, не совсем понятен смысл проверки качества топлива на нефтебазе. На нефтебазах хранятся различные светлые и темные нефтепродукты, этот товар не обязательно реализуется на АЗС, поясняет Турукалов. Сам факт хранения на нефтебазе, например, дистиллята газового конденсата с высоким содержанием серы не является нарушением. Нарушение, подчеркивает эксперт, – это когда такой товар продается на АЗС под видом дизельного топлива. (Rcc/Химия Украины и мира)