Общая экономическая обстановка в Казахстане оказала положительное влияние на рынок ГЛС. Так укрепление национальной валюты в I квартале положительно повлияло на емкость рынка в стоимостном выражении. В связи с этим актуальным является анализ рынка ГЛС с целью определения восстановления рынка ГЛС после падения продаж в I квартале 2016 г.
Рынок ГЛС делится на два основных канала реализации – розничный и государственный. В стоимостном и натуральном выражении розничный канал реализации лекарственных препаратов превалировал над государственным, 64% и 88% против 36% и 12% соответственно. Кроме того, розничный рынок в стоимостном выражении увеличился на 2 процентных пункта в I квартале в сравнении с аналогичным периодом 2016 г.
Емкость розничного рынка ГЛС составила 67 млрд. тенге, или $209 млн. При этом темп прироста продаж в долларах США был значительно выше прироста продаж в тенге и составил 32%, столь значительному приросту способствовало “ослабление” доллара США по отношению к национальной валюте. Кроме того, прирост объема продаж в долларах в 2017 г. превысил убыль продаж ГЛС в I квартале 2016 г. на 5 процентных пунктов. Розничный рынок ГЛС в тенге вырос на 19%, в упаковках – на 11%. Главным фактором роста емкости розничного рынка стал рост потребления лекарственных средств в натуральном выражении.
Стоимость упаковки лекарственного средства на розничном рынке ГЛС в I квартале в среднем составляла 533 тенге, что на 8% больше прошлогодней цены. При рассмотрении рынка ГЛС в ценовом разрезе значительных изменений ценовых категорий не отмечено. Снижение темпа роста цены с 30% до 8%, отсутствие тенденции значительного роста в сторону дорогих препаратов указывают на достижение рынком оптимальной цены за лекарственное средство.
Розничный сегмент по итогам I квартала представлен на 58% рецептурными и на 42% безрецептурными препаратами в стоимостном выражении. В натуральном значении рынок на 61% состоит из безрецептурных и на 39% из рецептурных препаратов. Следует отметить, что безрецептурные препараты стали дороже рецептурных препаратов, так как в денежном выражении доля безрецептурных препаратов увеличилась на 2 процентных пункта, а в натуральном потреблении уменьшился на 2 базисных пункта.
Рынок ГЛС в I квартале по основным терапевтическим направлениям. Противомикробные препараты для системного применения, препараты для лечения кашля и простуды и обезболивающие препараты заняли лидирующие положение по объему продаж в денежном выражении. Сезонный рост заболеваемости гриппом и ОРВИ стимулировал прирост продаж вышеуказанных терапевтических групп. Однако доля антибиотиков с низкой стоимостью выросла, что отрицательно отразилось на общей доле противомикробных препаратов в сравнении с прошлогодним результатом. Так доля противомикробного препарата с ценой до 300 тенге выросла на 2 процентных пункта в денежном выражении в сравнении с аналогичным периодом 2016 г. Аналогичная ситуация в группе препаратов для лечения кашля и простуды, в группе растет доля препаратов с ценой до 300 тенге в денежном выражении.
Рынок ГЛС в I квартале был представлен 60 странами. Главная тройка стран (Германия, Россия и Казахстан) осталась без изменений в сравнении с I кварталом 2016 г. Германия является основным поставщиком лекарственных препаратов на рынке Казахстана с долей 15,3%. Российские производители в это году продолжают увеличивать долю на рынке ГЛС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Местная продукция заняла третье место в рейтинге. В этом году прирост ее продаж составил 31% в денежном выражении, что привело к увеличению ее доли на 70 базисных пунктов. Следует отметить, что по потреблению ГЛС в упаковках, российская продукция в течение 5 лет наращивает свое участие на рынке ГЛС в розничном сегменте.
За I квартал на рынке была представлена продукция 390 компаний. Компания “Такеда” осталась лидером розничного рынка ГЛС с 39 молекулами. Главными доходными брэндами компании “Такеда” были препараты “Конкор(r)” и “Актовегин(r)” с наивысшим приростом внутригрупповой доли на 5 и 3 процентных пункта соответственно. Компания “Sanofi” с 63 молекулами заняла второе место с долей рынка в 4%. Ведущие брэнды компании “Sanofi” – “Эссенциале(r) Н” с приростом продаж на 60%, “МАГНЕ В6(r)” с приростом 64% и “Но-шпа(r)” с приростом 32%. “Bayer” также увеличил свою долю и поднялся на 5 позиций. В портфеле компании “Bayer” 52 молекулы, из них на первом месте по доходности препарат “Бепантен(r)” с приростом продаж на 84%. В компании “Химфарм” (“Santo”), входящая в группу “POLPHARMA”, самым доходным брэндом стал “Мукалтин(r)”. Компании “Химфарм” удалось нарастить объем продаж препарата “Мукалтин(r)” в два раза. Падение продаж ведущих брэндов компании “Berlin – Chemie AG” (“Мезим(r)” и “Простамол(r) Уно”) – привело к падению компании в рейтинге на 7 пунктов.
Производители уделяют особое внимание развитию своих брэндов. Брэнд “Виферон(r)” компании “ФЕРОН” стал лидером среди других препаратов в денежном выражении. Препарат “Виферон(r)” занял место препарата “Экватор(r)” – лидера в 2016 г. Препарат “Актовегин(r)” компании “Такеда” на втором месте в рейтинге. Прорывом среди брэндов стал препарат “Мукалтин(r)” производства компании “Химфарм” (“Santo”).
Распределение продаж ГЛС по городам Казахстана. Активно продажи росли в городах Алматы (на 29%), Караганда (на 34%), Актобе (на 70%), Актау и Семей. В городах Астана и Шымкент сформировался рост продаж на 3-4%. Города Тараз, Костанай и Жезказган закончили первый квартал с набольшей убылью по сравнению с 2016 г.
На государственные закупки ГЛС за квартал было освоено 39 млрд. тенге. Прирост объема освоения бюджетных средств составил 9%. В натуральном выражении объем закупа ГЛС увеличился на 20% и составил 18 млн. упаковок. Средневзвешенная цена за одну упаковку снизилась на 9% до 2185 тенге. Доля освоения средств на закуп ГЛС для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) через Единого дистрибутора составила 71%, через амбулаторный закуп – 29%.
Главными терапевтическими направлениями по расходу бюджетных средств за квартал стали злокачественные новообразования, нарушения гемостаза и сахарный диабет. В значительной мере вырос объем закупа вакцин, доля в государственных закупках увеличилась с 0,1% до 2,3%. Также зафиксирован прирост расходов на лечение туберкулеза, ферментопатий и заболеваний, обусловленных образованием тромбов в сосудах.
Для оказания ГОБМП освоено в I квартале в стоимостном выражении 98% рецептурных препаратов. Однако доля безрецептурных препаратов в денежном выражении выросла на 50 базисных пунктов.
По доле участия в государственных закупках были выделены основные страны-производители ЛС. Продукция, произведенная в Казахстане, благодаря преференциям в государственных закупках занимает лидирующие положение в рейтинге. Однако основную долю государственных закупок в стоимостном выражении занимают препараты, произведенные в Европе. В натуральном выражении освоенного объема ГЛС для оказания ГОБМП местная продукция заняла долю в 68%, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Увеличение доли продукции РК в поставках ГЛС для оказания ГОБМП в натуральном выражении указывает на прирост производственных мощностей у местных производителей.
Лидером среди компаний по доле участия в государственном освоении лекарственных препаратов стало АО “Химфарм” (“Santo”), поднявшись с 3 места, занятое в 2016 г. “Химфарм” освоил государственный заказ на I квартал с 79 молекулами. Компания “Baxter AG” поднялась на 4 позиции и заняла 2 место в рейтинге. Для оказания ГОБМП закупались 7 молекул компании “Baxter AG”. Ведущим брэндом компании “Baxter AG” в стоимостном выражении стал “Иммунат”. Объем освоения данного препарата в стоимостном выражении вырос на 110% в сравнении с 2016 г. Казахский производитель “Нобел АФФ” участвовал в освоении государственных заказа с 40 молекулами. “Иммутин(r)” стал ведущим брэндом компании “Нобел АФФ”. Компания “Oсtapharma” продемонстрировала самое значительное сокращение доли участия в государственном освоении – на 2 процентных пункта. Снижение объема освоения трех главных брэндов компании “Oсtapharma” – “Октанат(r)” на 31%, “Октагам(tm)” на 25%, “Октанайн(tm) Ф” на 32% – стало причиной значительного сокращения доли участия в государственных закупках ГЛС компании “Oсtapharma” и движению ее вниз на 5 позиций в рейтинге.
При изучении закупа ГЛС с наибольшей долей в стоимостном выражении по международному непатентованному названию за квартал выделено 10 молекул. Вакцину для профилактики дифтерии и столбняка, коклюша, полиомиелита и инфекции, вызываемой Haemophilius influenzae тип b (торговое наименование “Пентаксим”) в I квартале прошлого года не приобретали, поэтому прирост доли самый значительный в рейтинге (в 2 процентных пункта). В I квартале значительно увеличился объем закупок препарата “Амлодипин” на 377 млн. тенге, ингибитора разрушения фактора свертывания крови VIII (торговое наименование “Фейба(r)”) на 362 млн. тенге и препарата Галсульфаза (торговое наименование “Наглазим”) на 330 млн. тенге.
После девальвации национальной валюты в августе 2015 г. на рынке ГЛС цены на лекарственные препараты стали ожидаемо расти. Так, в I квартале 2016 г. был зафиксирован прирост цены за упаковку ГЛС на 30% в сравнением с первым кварталом 2015 г. В I квартале 2017 г. темп роста цен снизился до 8% и вырос спрос в натуральном выражении на 11%. Таким образом, процесс стабилизации розничного рынка после девальвации национально валюты завершился. Кроме того, снижение стоимости доллара США как показателя становления экономики страны оказало дополнительное положительное влияние на результат продаж ГЛС: прирост продаж в долларах США за I квартал 2017 г. превысил убыль I квартала 2016 г. на 5 процентных пунктов. Коррекция бюджета для закупа ГЛС в рамках ГОБМП под новые финансовые реалии не проводилась. В итоге государственному сектору рынка ГЛС требуется дополнительное инвестирование. Возможно, решение правительства о формировании Фонда социального медицинского страхования является источником пополнения средств для государственных закупок ГЛС. (Специалист департамента аналитики компании “Vi-ORTIS” Данияр Батыров, gmpnews/Химия Украины и мира)