Вертикально интегрированные компании решили по-своему повысить рентабельность переработки – они начали направлять остатки мазута на сторонние НПЗ, у которых есть свободные мощности
Программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов в России до сих пор не завершена, сроки по ее окончанию переносятся не первый год. Тем не менее, вертикально интегрированные компании решили по-своему повысить рентабельность переработки. Для этого они начали направлять остатки мазута на сторонние НПЗ, у которых есть свободные мощности. Первой таким способом воспользовалась компания “Газпром нефть”, которая заключила соглашение с частным сибирским игроком на рынке переработки – холдингом New Stream. Источники свидетельствуют, что заинтересовался идеей и «ЛУКойл». Если все начнут “перегонять” мазут на НПЗ других компаний, то на всех мощностей не хватит, считают эксперты.
Первая сделка. В апреле стало известно, что Омский НПЗ “Газпром нефти” продал 30 тыс. т мазута на Антипинский завод в Тюмени, планируя направлять туда ежемесячно 30-40 тыс. т. Владелец завода Дмитрий Мазуров уточнил, что мощности предприятия хватит, чтобы перерабатывать дополнительные объемы тяжелого сырья, но не назвал конкретные цифры. Источник, близкий к компании, уточнил, что “стороннего” мазута завод может принять до 800 тыс. т/год (примерно 67 тыс. т в месяц). НПЗ пользуется этим мазутом на свое усмотрение, имея право продавать продукты его переработки самостоятельно. Таким образом, “Газпром нефть” фактически не увеличивает свой коэффициент глубины переработки, а просто избавляется от ненужного продукта. Почему мазут стал не нужен компаниям именно в 2017 г., объясняется просто: повысились вывозные пошлины на мазут. Внутренний рынок и так наполнен продуктом, а вывозить излишки на экспорт стало менее выгодно.
Видимо, похожей логикой руководствуется и «ЛУКойл». Два источника в отрасли рассказали, что компания заинтересовалась возможностью направлять мазут на внешние НПЗ. «ЛУКойл» также проводил испытания по переработке тяжелого сырья на Антипинском НПЗ. Однако завод может перерабатывать не любое сырье. Видимо, этот мазут не подошел”, – рассказал один из источников.
Россия – страна мазута. Россия всегда отличалась высоким уровнем производства темных нефтепродуктов: мазута, битумов, вакуумного газойля, гудрона. Однако на фоне быстрого развития технологий этот вид нефтепродуктов становился все менее востребованным как внутри страны, так и на мировом рынке. В связи с этим правительством несколько лет назад было принято решение мотивировать нефтяников к увеличению выхода светлых нефтепродуктов на НПЗ с помощью “налогового маневра” и принятия четырехсторонних соглашений о модернизации НПЗ – между компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. Однако пока программа усовершенствования нефтеперерабатывающих заводов завершена не всеми компаниями.
По итогам 2016 г. производство мазута действительно снизилось, а выпуск светлых нефтепродуктов – бензинов и дизельного топлива – вырос. По данным ЦДУ ТЭК, было переработано 279,4 млн. т нефти. Произведено 40 млн. т автомобильных бензинов, 76,3 млн. т дизельного топлива, 9,6 млн. т авиационного керосина и 56,9 млн. т мазута. Выпуск последнего сократился на 19,8% – это серьезный показатель, но все равно объем производства остается очень высоким.
«ЛУКойл» входит в число тех компаний, кто производит все меньше и меньше мазута. В 2016 г. компания сократила его выпуск на 25,6% до 6,2 млн. т. У “Роснефти” производство уменьшилось на 20,7% до 17,4 млн. т, у “Газпром нефти” – на 4,7% до 6,7 млн. т. “Сургутнефтегаз” стал единственной российской нефтяной компанией, нарастившей в 2016 г. производство мазута по сравнению с 2015 г. на 0,5% до 7,7 млн. т. “Татнефть” на заводе “ТАНЕКО” в Нижнекамске прекратила выпуск мазута в 2016 г. Это произошло благодаря пуску установки замедленного коксования.
В I квартале 2017 г. выпуск мазута в России уменьшился на 7,2% до 14,1 млн. т.
Как справляются другие. У “Сургутнефтегаза” пока не получается сократить объем выпуска мазута. Единственный НПЗ компании – Киришский, имеющий мощность переработки более 21 млн. т нефти, – имеет низкий выход бензина. Глубина переработки на предприятии составляет 54,8%, тогда как средняя глубина по России – 74%. Для сравнения: Омский НПЗ “Газпром нефти”, отправивший мазут на сторонний завод, обладает глубиной переработки, равной 88,8%. Однако в апреле 2017 г. “Сургутнефтегаз” сообщил, что в скором времени начнет на Киришском НПЗ строительство комплекса производства высокооктановых компонентов бензина.
“Роснефть” также в плохих условиях по мазуту, так как владеет заводами Самарской группы, на которых не завершена модернизация. В феврале текущего года портал Energy Insider первым сообщил о желании “Роснефти” продать четыре НПЗ, которые стали нерентабельны после налогового маневра. Это Сызранский, Куйбышевский, Новокуйбышевский (Самарская группа) и Саратовский заводы. Компания тогда заявила, что продолжает “активный диалог с властью по обеспечению рентабельности инвестиций в модернизацию заводов, в том числе по географическому принципу”. “Мы будем работать над повышением их финансовой эффективности. Окончательное финансовое решение будет зависеть от реализации текущих налоговых инициатив, по итогам этого мы сможем скорректировать свои решения”, – сказал первый вице-президент “Роснефти” Павел Федоров. “Роснефть” за последние 7 лет инвестировала в Саратовский НПЗ, Самарскую группу НПЗ и АНХК (на рынке также ходили слухи о его возможной продаже) 268 млрд. руб., из них по 75 млрд. руб. – в Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ. При этом по итогам 2015 г. Новокуйбышевский завод произвел 2,26 млн. т мазута, Куйбышевский – 2,24 млн. т, АНХК – 2,14 млн. т.
На всех переработки не хватит. Для ВИНК обычным способом переработать излишки мазута всегда была их транспортировка на другой НПЗ. В рамках холдингов это оптимизирует производство, отмечает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. “Некоторые независимые НПЗ провели модернизацию, после введения 100% пошлины на темные нефтепродукты им может быть выгодно покупать более дешевый мазут. Это открывает возможности для сотрудничества с ВИНК по оптимизации логистических издержек и корзины выпускаемой продукции. Тем не менее, масштабы таких взаимодействий не будут значительными и это не приведет к выпуску дополнительных объемов светлых нефтепродуктов из-за отсутствия у небольших НПЗ свободных мощностей для их производства”, – рассказал эксперт.
Его коллеги соглашаются с тем, что синергия между компаниями возможна, но это продлится недолго. Возможно, до тех пор, пока все компании не перейдут на высокую глубину переработки нефти. По условиям четырехсторонних соглашений нефтяники по итогам модернизации производства должны извлекать из нефти не менее 90% нефтепродуктов. Сейчас ожидается, что усовершенствование всех заводов в стране будет завершено к 2020 г.
“Сложно прогнозировать, насколько подобная практика станет популярной. Она может быть востребована для НПЗ, которые еще не выполнили свои планы по модернизации. Однако после 2020 г. это будет неактуально”, – оценила идею эксперт энергетического центра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко.
“Газпром нефть” и «ЛУКойл» в 2015 г. обращались в ФАС с просьбой продлить им сроки модернизации НПЗ, напомнил аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Компании отчитались о выполнении взятых обязательств, но какая-то часть их мощностей могла остаться не до конца обновленной, предполагает он. “Кроме того, “Газпром нефть” давно работает со сторонними заводами, например Мозырским НПЗ в Беларуси”, – добавил Лукашов.
Более 90% мощностей по переработке нефти контролируется ВИНК, подсчитал эксперт-аналитик компании “Финам” Алексей Калачев. По его словам, взять на себя дополнительные объемы могут, скорее всего, малые НПЗ, но тогда можно будет говорить о небольших объемах переработки.
И речь не идет о мини-НПЗ, подчеркнул директор департамента торговых операций компании “Алгоритм Топливный Интегратор” Николай Галанов. “Переработка крекинговых мазутов – это сложная задача, заводы должны иметь достаточное оснащение”, – сказал он. По словам Галанова, ВИНК, продавая мазут компаниям-партнерам, смогут повысить рентабельность переработки. (nangs.org/Химия Украины и мира)