Туалетное мыло и туалетная вода дороже всего обходятся астанчанам (на 40-50% больше, чем в среднем по РК), шампунь, зубная паста и хозяйственное мыло – алматинцам (разница доходит до 86%), стиральный порошок – жителям Актау (на 19% больше среднего по стране).
По итогам сентября туалетная вода стоила в среднем по РК 21,5 тыс. тенге (тг) за 100 мл – на 5,7% больше, чем годом ранее. Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов РК товар обходился жителям Астаны – 32,1 тыс. тг, это на 49,1% больше, чем в среднем по РК. Шампунь поднялся в цене год-к-году на 6,6% до 369 тг за 150 мл. Больше всего за шампунь приходится платить алматинцам – 451 тг, это на 22,2% дороже среднего по стране. Зубная паста также обходится дороже всего жителям южной столицы – 656 тг за 75 мл, на 51,5% больше средних по стране цен. В целом по РК зубная паста стоила 433 тг за 75 мл, +9,1% за год.
Стиральный порошок обходился в среднем по РК в 404 тг за полкило, на 4,4% больше, чем годом ранее. Жители Актау отдавали на 19,1% больше – 481 тг. Это самая высокая цена, зафиксированная в крупных городах страны.
Туалетное мыло подорожало за год на 11,2% до 194 тг за брусок 100 г. Больше всего за него платят жители Астаны – 272 тг, на 40,5% дороже среднего по РК. Хозяйственное мыло подорожало за год на 12,9% до 111 тг за 200-граммовый кусок. Обходится дороже всего жителям Алматы – 207 тг, на 86,2% больше среднего уровня цен по стране.
Рынком парфюмерии и туалетных средств правит импорт. Местные производители по итогам 7 месяцев обеспечили всего 5,3% спроса. Впрочем, это лучше уровня 2016 г. (было 4,4%).
При этом местное производство все же набирает обороты. Так, объемы выпуска за январь-июль обогнали прошлогодние на 28,6%.
Наиболее благополучна ситуация в сфере производства средств для бритья, дезодорантов и составов для принятия ванн – здесь на долю казахстанских компаний приходится 25,1% рынка. В сегменте шампуней и средств для укладки волос местное производство обеспечивает 3,5% спроса, зубные пасты и порошки в стране вообще не производят.
В секторе чистящих и моющих средств также высока потребность в импортозамещении. Казахстанские компании перекрыли всего 4,3% спроса на моющие средства, 22,6% спроса на мыло и всего 0,4% спроса на чистящие пасты и порошки. Причем если производство моющих средств и мыла на подъеме (+30,1% и +37,4% год-к-году соответственно), то выпуск чистящих порошков и паст резко сократился – сразу на 77,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2016 г.
На рынке туалетных и косметических средств работают такие компании, как ТОО “Chemical Manufacture Service” в Алматинской области, АО “Шымкентмай Эль-Дос” в ЮКО, группа компаний “Алина” и многопрофильный холдинг “Аврора” в Алматы и т. д.
В холдинге “Аврора” заявили о расширении производства. По мнению руководства компании, необходимо построить завод мощностью 50 т продукции в сфере косметики и бытовой химии в день – именно такие объемы будут продаваться на внутреннем рынке. Землю под завод компания нашла в Алатауском районе Алматы. Сейчас ведутся работы по написанию ТЭО и переговоры с банками о кредитовании: речь идет об инвестициях в 7,68 млрд. тенге ($21,9 млн.).
На третьей республиканской выставке “Сделано в Казахстане”, организованной фондом “Даму” летом 2017 г., о планах расширения и выхода на рынок СНГ заявили еще в одной компании сектора бытовой химии и моющих средств – ТОО “BatysTradeLTD”, Мангистауская обл. Предприятие получает поддержку “Даму” в виде субсидирования кредитных средств (до 10% субсидий). (energyprom.kz/Химия Украины и мира)