Снижение акцизов на топливо улучшит ситуацию с ценами внутри страны, но не устранит все дисбалансы – поставки на внутренний рынок для НПЗ по-прежнему будут менее прибыльны, чем экспорт
В конце мая средняя стоимость бензина АИ-95 достигла 41 руб./л, всего за месяц цены на автозаправках выросли более чем на 6%. В некоторых регионах рост цен превысил 10%, вызвав возмущение автомобилистов: митинги протеста, правда немногочисленные, прошли в Новосибирске, Иркутске, Омске и Ставрополе. Повышение цен на бензин остается среди самых популярных вопросов, задаваемых россиянами в рамках Прямой линии с президентом Владимиром Путиным. Правительство пытается действовать на опережение: отвечающий за ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак объявил о снижении акцизов на бензин на 3 тыс. руб./т и на дизельное топливо на 2 тыс. руб./т с 1 июня (вместо прежде планировавшегося 1 июля) и о достигнутом с нефтяниками соглашении о заморозке цен на бензин и дизельное топливо.
Означает ли это, что кризис преодолен? По всей видимости, нет. Регионы юга России готовят обращение в правительство с просьбой о дополнительной поддержке столкнувшихся с резким ростом цен на дизтопливо сельхозпроизводителей, а авиакомпании жалуются на рост цен на керосин и планируют поднять цены на авиабилеты. Можно ли решить проблему роста цен снижением акцизов и неформальными договоренностями с нефтяниками?
Net back как основа. Российский топливный рынок тесно связан с мировым, ценовая ситуация определяется, по сути, двумя основными факторами – мировыми ценами на нефть (производными от которых являются цены на нефтепродукты) и курсом рубля, а также налоговой политикой государства – уровнем экспортных пошлин на нефтепродукты и акцизами на топливо. Изменение любой из этих составляющих отражается на динамике цен на топливо внутри страны.
За последний год цены на нефть выросли более чем в полтора раза: в мае 2018 г. баррель Urals стоил $74,86 против $49,14 в мае 2017 г. Несмотря на столь впечатляющий рост цен на главный экспортный товар, курс рубля к доллару снизился до 62,2 руб. за доллар в мае 2018 г. против 57,2 руб. за доллар годом ранее. Как результат, мировые цены на нефть и нефтепродукты, пересчитанные в рубли, за год выросли в 1,6-1,7 раза, что привело к увеличению цены экспортной альтернативы (или цены net back), рассчитываемой как стоимость бензина на биржевых площадках в странах ЕС за вычетом расходов на логистику и экспортных пошлин. В мае экспортный net back для бензина АИ-95 в Московском регионе достиг 57,4 тыс. руб./т (включая акциз и НДС), при этом, например, отпускные цены с Московского НПЗ составляли лишь 49,6 тыс. руб./т.
Сейчас такая ситуация (превышение экспортного net back отпускных цен на внутренний рынок на 6-8 тыс. руб./т) является типичной для большинства российских НПЗ. Эта разница заметно выросла за последние два-три месяца из-за резкого роста цен на нефть (стоимость Urals за март-май выросла на 18,8%) и снижения курса рубля (на 9,5%), став катализатором роста внутренних цен на бензин. Свою роль, вероятно, сыграло и окончание предвыборной кампании – с октября 2017 г. по февраль 2018 г. экспортный net back на бензин вырос более чем на 20%, но отпускные цены НПЗ и цены нефтебаз, напротив, даже несколько снизились, оказавшись существенно (более чем на 15%) ниже экспортной альтернативы.
47 руб. за литр. Получается, что НПЗ упускают возможную прибыль, а многие оптовые продавцы и АЗС работают в убыток. В Московском регионе в мае стоимость АИ-92 на нефтебазах начиналась от 49,5 тыс. руб./т (на символические 100 руб./т ниже отпускной цены Московского НПЗ), хотя обычно цены в оптовом звене на 2-3 тыс. руб./т выше, чем на НПЗ. Небольшой дифференциал между оптовыми и розничными ценами – 2-3 тыс. руб./т (39-39,5 руб./л) – не позволяет работать с прибылью и большинству АЗС. И если крупные вертикально интегрированные компании могут покрывать убытки от продаж на внутреннем рынке за счет экспорта, то независимые НПЗ, оптовые нефтебазы и АЗС оказались в крайне тяжелой ситуации. Для того, чтобы все участники рынка вернулись к прибыльности, цены на АИ-92 на АЗС должны были бы вырасти до 45-47 руб./л, но вряд ли правительство готово к такому сценарию.
Снижение акцизов на бензин и на дизельное топливо несколько улучшит ситуацию, но не изменит ее принципиально: поставки на внутренний рынок будут по-прежнему приносить российским НПЗ на 2-5 тыс. руб./т меньше, чем экспорт. Вроде бы правительство предлагает нефтяным компаниям “разделить убытки”: от снижения акцизов государство недополучит около 100 млрд. руб. (64 млрд. руб. от снижения акцизов на бензин и 36 млрд. руб. от снижения акцизов на дизельное топливо), а взявшие обязательства не повышать цены нефтяные компании потеряют до 100-120 млрд. руб. Лукавство состоит в том, что сейчас федеральный бюджет напрямую получает лишь 12% от акцизов на моторные топлива (остальные средства зачисляются в региональные бюджеты), а от роста поступлений только по экспортной пошлине на нефть федеральный бюджет во втором полугодии может получить свыше 430 млрд. руб. дополнительных доходов.
Возможное решение. Есть ли у нефтяников выбор? В 2011 г., столкнувшись с ростом цен и дефицитом бензина, правительство повысило уровень экспортной пошлины на бензин с 60% до 90% от экспортной пошлины на нефть. Внутренние цены снизились, рынок оказался сбалансирован. Повторение этого маневра сейчас – например, повышение уровня экспортной пошлины на бензин с действующих 30% до 90% – привело бы к снижению экспортного net back на 4 тыс. руб./т и позволило бы стабилизировать внутренний рынок. Но в этом случае нефтепереработка потеряет десятки миллиардов рублей, а в наиболее сложном положении окажутся независимые НПЗ. Возможно, более правильным решением было бы радикальное снижение акцизов (для выравнивания экспортных цен и цен внутреннего рынка) или же следование движениям рынка, но в этом случае придется признать, что цены на бензин продолжат расти и дальше. (nangs.org/Химия Украины и мира)