Рынок пластиковых окон за 2017 г. показал положительный рост по отношению к 2016 г. Согласно исследованию “Окна Медиа”, к концу 2017 г. российская экономика несколько отошла от девальвационных шоков и внешнеполитической напряженности. Результат – невысокие показатели роста ВВП на 1,5% и оборота розничной торговли на 1%. В результате инфляция снизилась до рекордно низких показателей около 4%, а рубль укрепился.
Эффект девальвации вновь нивелировался укреплением рубля в 2017 г., что негативно отразилось на замедлении темпов роста российской промышленности и позитивно на росте импорта – в 2017 г. экспорт ПВХ-С и строительного стекла из России снизились. Политическая напряженность, участие России в военных конфликтах отняло много сил, в экономике ничего не было сделано для роста благосостояния населения (падение на 1,7%), что позволило рынку пластиковых окон вырасти только на 0,6%.
Объем рынка пластиковых окон в 2012-2017 гг., млн. кв. м: 2012 г. – 57,6; 2013 г. – 53,6; 2014 г. – 47,4; 2015 г. – 36,0; 2016 г. – 32,4; 2017 г. – 32,7.
Целевые сегменты потребления пластиковых окон в 2017 г. имели различный рост. Преобладающую долю в потреблении пластиковых окон занял сегмент «Эксплуатирующиеся объекты недвижимости, 1 волна остекления», его доля составила 43% (14,1 млн. кв. м). С 2011 г. объем этого сегмента ежегодно сокращался отчасти по причине высокого насыщения спроса и снижения экономики РФ. Вследствие чего образовался отложенный спрос, который реализовался в 2017 г. – сегмент впервые не сократился и остался на уровне 2016 г. В настоящее время основные покупатели сегмента ввиду высокого процента насыщения рынка (остеклено современными окнами 66% всех зданий, построенных до 1995 г.), малоимущая часть населения, – “отстающие”. Это потребители, для которых не важны новые технологии, а важна только низкая цена пластиковых окон.
Доля остекления пластиковыми окнами новых объектов (строительство) в 2017 г. составила 36% (11,8 млн. в. м) и сократилась, по предварительным данным, на 3% (данные корректируются за задержкой на 1 год, так как вначале происходит остекление нового дома, а его регистрация – спустя приблизительно 1 год). Из-за затянувшегося экономического кризиса многие строительные объекты были заморожены или приостановлены, некоторые строительные компании обанкротились, поэтому потребление пластиковые окон этим сегментов снизилось.
Доля “Эксплуатирующиеся объекты, 2 волна, переостекление новых объектов» в 2017 г. немного увеличилась и составила 21% (6,8 млн. кв. м). Это те здания, которые были построены после 1995 г. и в них, как правило, уже установлены современные окна, но по каким-то причинам собственников эти окна не устраивают, поэтому они их меняют. Как правило, это люди со средним доходом и выше среднего, в недавнем прошлом приобретшие недвижимость.
Из-за кризиса сегмент падал с 2015 г., а в 2017 г. за счет отложенного спроса произошел рост 10%. Рост рынка пластиковых окон в 2017 г. оказался скорее символическим и не повлиял на его положительное развитие. По-прежнему продолжается негативное влияние экономической депрессии и насыщения рынка. Финансовое положение практически всех участников оконной отрасли остается неустойчивым.
Сложный период рынка окон продолжится и в 2018 г. (plastinfo/Химия Украины и мира)