Разработку горы-шихана Тратау, единственного источника сырья для Башкирской содовой компании, являющегося природным памятником регионального значения, необходимо разрешить для сохранения Башкирской содовой компании (БСК) – основного производителя соды в России. Такое мнение высказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в ходе визита в Стерлитамак.
БСК, которая производит 85% соды в стране, ранее заявила, что имеющихся ресурсов сырья шихана Шахтау, где сейчас идет добыча, хватит лишь до 2022 г. На протяжении нескольких лет компания ведет поиски нового месторождения, но пока они не увенчались успехом. Необходимыми для БСК качествами сырья обладает только шихан Тратау, разработка которого ограничена статусом памятника природы регионального значения. Решение об изменении статуса принимается на региональном уровне, однако ранее глава Башкирии Рустэм Хамитов высказывался против.
“Охранный статус надо снять. Статус снимают региональные власти. Я уверен, что они примут единственно правильное осознанное решение. Единственное, насколько я знаю, принятие этого решения согласовывается с министерством природных ресурсов, свою позицию для правительства Башкирии мы обозначим в течение ближайшего времени”, – сказал Евтухов. Если БСК не решит вопрос с сырьем, то, по словам Евтухова, может закрыться: без работы останутся тысячи человек, компания больше не сможет вкладывать деньги в инфраструктуру Стерлитамака, а российская промышленность станет зависимой от импорта соды из США и Турции.
“Да, к сожалению, такая возможность рассматривается (закрытия предприятия). Мы внимательно, досконально, не в первый раз изучили проблему месторождений – здесь есть несколько таких месторождений, и мы понимаем, что есть только одно месторождение, которое по экономическим и качественным характеристикам сегодня соответствует тем требованиям, которые предъявляются к продукту, производимому на данном предприятии”, – сказал Евтухов, уточнив позже, что речь идет про Тратау.
Почему нет альтернатив, кроме Тратау. В качестве источника известняка рассматривалось Гумеровское месторождение в 35 км от Стерлитамака. Оно не подошло компании из-за качества сырья и удаленности. “Одно из месторождений (Гумеровское), которое рассматривается, оно находится очень далеко – вложить 26 млрд. инвестиций в дорогу, я думаю, что это на сегодняшний день просто делает экономику предприятия невозможной – предприятия не будет”, – подчеркнул Евтухов.
По словам замгендиректора компании Марины Бортовой, известняк с Гумеровского месторождения выведет оборудование из строя. “Гумеровский известняк не может быть использован – содержание оксида кремния в нем в полтора раза выше. Это будет остановка оборудования и завода”, – сказала Бортова.
Есть другие шиханы – они не подходят по разным причинам. Например, на Куштау находится горнолыжный курорт и база отдыха. Как рассказал руководитель Башнедр Алексей Грицук, Юрактау меньше по объему залежей известняка, и рядом есть озеро. “Если начать его разработку, возникнут большие экологические проблемы”, – сказал Грицук.
По словам Грицука, с точки зрения геологии Тартау оптимально подходит для разработки. “Это останки морских микроорганизмов, произраставшие в чистой воде, в которой оптимальное содержание оксида кальция. Другие месторождения, в том числе Гумеровское, образовались другим путем, поэтому там велико содержание отрицательно влияющих на производство примесей – кремния и магния”, – пояснил он.
О качестве сырья говорят и эксперты. “У производителей соды нет альтернативы разработке известняковых гор-шиханов – на территории республики просто нет месторождений такого качества сырья. Это природный источник известняка, который еще с 60-х годов прошлого века был детально обследован учеными. На основании их заключений и получил свое развитие содовый комбинат в Стерлитамаке”, – рассказал ТАСС инженер- технолог, доктор технических наук, директор Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета Ягафар Абдрашитов.
Последствия закрытия БСК. БСК является градообразующим предприятием для Стерлитамака. По данным компании, если сырья не будет, штат сократится как минимум вдвое. Попасть под сокращение, как уточнил Евтухов, может 4,5 тыс. человек. “Это влияет в том числе на членов семей тех людей, которые здесь работают, а средняя заработная плата на предприятии одна из самых высоких, как я понимаю, по республике. Конечно, такие ситуации чреваты очень опасными последствиями”, – подчеркнул замминистра.
Как рассказала председатель объединенной профсоюзной организации БСК Елена Сафаргалеева, еще порядка тысячи сотрудников работают в дочерней сырьевой компании. “Кроме того, у нас есть такое предприятие “Хайдельберг Цемент”, которое тоже целиком и полностью связано с нами по технологической цепочке, то есть если прекратим свою работы мы, то остановятся и эти предприятия. Если мы как промышленное предприятие перестанем работать, это скажется непосредственно на работниках, их семьях, и, кроме того, у нас огромное количество подрядных организаций – ремонтные, строительные компании. Для нашего, даточного небольшого города, который тем не менее достаточно стабильный, зеленый, ухоженный, со спокойной обстановкой, это станет крайне отрицательным”, – пояснила Сафаргалеева.
На местном уровне промышленность республики также ждут изменения. “Немецкие инвесторы, которые построили здесь завод, они пока приостановили свои инвестиции в развитие производства, потому что они также не понимают, где они будут брать сырье. Вообще, идеальная схема размещения таких заводов, как Башкирская содовая компания – это размещение их рядом с цементными заводами, чтобы все сырье потреблялось, все сырье перерабатывалось, получалась продукция с высокой добавленной стоимостью”, – привел пример Евтухов.
По словам замминистра, интерес должна представлять не гора, а то, что внутри нее. При разработке Шахтау было найдено много окаменелостей. “Здесь все находится внутри горы. Для того, чтобы понять историю, надо это аккуратно достать и изучать. Они собираются собрать ученых и создать музей. Окаменелости, растения и млекопитающие надо достать и изучать”, – отметил Евтухов.
Содовая компания была создана в башкирском городе Стерлитамаке в 1940-х годах. Рядом находятся месторождения известняков – шиханов Шахтау, Тратау, Юрактау и Куштау. Запасов Шахтау хватило на 70 лет – к 2022 г. оно полностью истощится. Поиски альтернативы начались в конце 90-х годов прошлого века – сейчас компания заявляет о том, что для этих целей подходит только Тратау, который наряду с другими шиханами имеет статус памятника природы регионального значения и является остатком ископаемых коралловых рифов, возникших в Пермском море примерно 240 млн. лет назад. (oilexp.ru/Химия Украины и мира)