Демпфирующая надбавка для нефтяников будет увеличена на 230 млрд. руб. Половина расходов бюджета на поддержку нефтепереработки будет компенсирована за счет роста НДПИ.
Соответствующие решения утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев, подписав протокол по итогам совещания по проблемам нефтяной отрасли, состоявшегося 18 сентября. В итоговом варианте учтены предложения нефтяников и Минэнерго по снижению условной базовой цены при расчете демпфирующей компоненты до 50,4 тыс. руб./т бензина и 45 тыс. руб./т для дизельного топлива. Это, по оценке Минфина, даст отрасли дополнительно порядка 230 млрд. руб./год.
Минэнерго предлагало оплатить субсидию за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. По мнению Минфина, возлагать это бремя только на государство несправедливо, так как нефтекомпании также получают значительные прибыли от роста цен на нефть и ослабления рубля, но не в переработке, а в добыче.
В итоге ведомства пришли к компромиссу. В протоколе указано, что “50% дополнительных расходов бюджетной системы РФ, связанных с изменением параметров базовой цены нефтепродуктов” должны быть компенсированы за счет роста НДПИ на нефть. Этот рост должен быть “привязан к нефтяной котировке (без изменения ставки налога)”. Таким образом, при падении цен на нефть до определенного уровня повышенный НДПИ уже не будет действовать.
Вероятнее всего, ценой отсечения будет $60 за баррель, поскольку, по расчетам Минфина, при такой цене и ниже демпфирующая надбавка НПЗ уже не нужна. Соответствующие поправки к Налоговому кодексу Минфину и Минэнерго поручено внести в правительство к 10 октября
Такое решение более выгодно компаниям с высоким уровнем переработки, например «ЛУКойлу» и “Газпром нефти”, и менее привлекательно для компаний с большой добычей – таких как “Роснефть” и “Сургутнефтегаз”. Кроме того, утвержденная схема невыгодна для компаний, только добывающих нефть. В РФ работает 181 независимая добычная компания, они добывают примерно 14% российской нефти. Рост налога для них может составить около 15 млрд. руб.
Ряд источников не исключает, что “Роснефти” еще удастся повлиять на итоговое решение по НДПИ, чтобы базовые цены демпфера снижались не на 5 тыс., а на 2-3 тыс. руб./т. При этом собеседники полагают, что концепция дележа расходов на субсидирование внутренних цен на топливо в соотношении 50 на 50 между бюджетом и компаниями окончательно победила.
Демпфирующий акциз вводится в рамках завершения “налогового маневра” в нефтяной отрасли. По сути он представляет собой субсидию для потребителей топлива. Бюджет сможет компенсировать половину (в 2019 г. – 60%) разницы между экспортной ценой бензина и дизтоплива и “условной внутренней ценой”. Последняя определена в 56 тыс. руб./т для бензина и 50 тыс. руб. для дизельного топлива. Порядок расчета экспортной цены устанавливает ФАС России. В случае, когда экспортная цена топлива становится ниже “условной внутренней цены”, нефтекомпании обязаны производить выплаты в бюджет. Механизм работает до тех пор, пока реальная оптовая цена топлива не отклоняется больше чем на 10% от “условной внутренней цены”. Это дает правительству право регулировать цены на рынке, так как в случае сильных колебаний нефтяные компании теряют субсидии. (rupec.ru/Химия Украины и мира)