Консалтинговая компания UPECO 13-14 сентября в Киеве провела ежегодную конференцию “Ukrainian Petroleum Market”, в рамках которой традиционно проводился LPG Forum. Конференция проводится 13 лет подряд и по праву считается ключевой бизнес-площадкой для игроков рынка моторных топлив Украины и стран Центральной и Восточной Европы и среднеазиатского региона. По итогу двух дней конференции было зарегистрировано более 250 делегатов, представляющих около 90% рынка нефтепродуктов Украины.
Главные темы – поставки моторных топлив, включая вопросы импорта и производства, трендов в маркетинге топлив и сопутствующих товаров, инфраструктура и логистика, контроль качества, безопасность и борьба с хищениями, а также вопросы госрегулирования и методы борьбы с теневым рынком.
По словам участников конференции, UPM 2018 была проведена в довольно “домашней” атмосфере, что подтверждают и сами организаторы. Это было определено прежде всего качественным подбором спикеров, которые в спокойной манере, но конструктивно раскрывали ключевые темы. А также конъюнктурой рынка – никакие давления силовых органов или, скажем, действия ФСТЭК РФ не омрачали атмосферу.
Во главу угла первой открывающей сессии были поставлены 4 ключевых вопроса: роль поставок из РФ для национальной и экономической безопасности Украины, госрегулирование, ценообразование на украинскую нефть и борьба с незаконными действиями органов государственной власти.
Так, аналитик UPECO и главный редактор «НефтеРынка» Александр Сиренко отметил вопросы поставок ДТ из РФ, выразив мнение о необходимости уменьшения закупок этого вида моторного топлива и перехода на поставщиков из других стран, а также увеличение производства нефтепродуктов на мощностях национальных предприятий. При этом эксперт подчеркнул необходимость борьбы с незаконным оборотом топлива в Украине, акцентировал внимание на угрозах контрабанды, кустарного производства топлив, а также нелегальной розничной торговли нефтепродуктами, а именно дизтопливом, оценив количество “придорожных бочек” в 500 единиц в Украине.
Идея диверсификации источников поставок и улучшения конкурентной среды была также выражена госуполномоченным АМКУ Валерием Полюховичем. Он отметил, что необходимо стимулировать импорт сырой нефти и увеличивать объемы переработки на отечественных мощностях. Кроме того, нужно работать над диверсификацией источников поставок моторных топлив. По вопросам борьбы с незаконными АГЗП/АЗС он добавил, что АМКУ практически не имеет легальных инструментов влияния на участников теневого топливного рынка. Тут приоритет действий, по словам Полюховича, принадлежит Национальной полиции и ГФС.
По словам начальника первого управления противодействия незаконного оборота подакцизных товаров ГОУ ГФС Украины Сергея Стороженко, выступавшего в третьей сессии, за 8 месяцев 2018 г. Государственная фискальная служба изъяла 17,5 тыс. т нефтепродуктов общей стоимостью 450 млн. грн. Кроме того, за указанный период была пресечена работа 17 незаконных производств топлива, что свидетельствует о серьезных вызовах теневого рынка. Представитель ГФС упомянул, что Министерство юстиции готовит постановление об изменениях норм исполнительного производства касательно конфискации нефтепродуктов, которые определят порядок обращения с конфискованными нефтепродуктами. Пока регулирование соответствует европейским нормам, на рынке действуют не вполне законные практики, в том числе в сфере правоохранительной деятельности. К примеру, Национальная полиция, ГФС, СБУ, как и другие силовые органы, иногда действуют не вполне корректно в отношении игроков рынка. В частности, заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая отметила, что только компании из энергетической отрасли обратились к Совету бизнес-омбудсмена 115 раз и смогли вернуть за три года около 730 млн. грн., что незаконно удерживались государственными органами и службами, в частности Энергетической таможней.
Еще одним сообщением огорошил делегатов конференции Сергей Стороженко. По его словам, сегодня в Украине нет криминального наказания за контрабанду нефтепродуктов, норму упразднили еще в 2012 г. “Сегодня есть желание исправить это недоразумение, в ВР есть два законопроекта – наш (ГФС) и премьера”, – сообщил налоговик.
Одна из главных проблем украинского рынка до сих пор сконцентрирована вокруг ПАО “Укрнафта”, которая обеспечивает 65% общей добычи нефти в Украине. По словам исполнительного вице-президента по сбыту ПАО “Укрнафта” Олега Геза, вся нефть компании продается через специальные аукционы с утвержденным ценообразованием, что в условиях, когда есть один продавец и один покупатель, приводит к частому срыву торгов. Основная проблема – ценообразование. Вследствие такой ситуации украинская нефть становится непривлекательной по сравнению с импортом. Сейчас по законодательству ценообразование нефти происходит от таможенной стоимости азербайджанской нефти, если есть достаточно большие поставки, либо от котировок в Западной Европе, что, по большому счету, является тем же “Роттердамом +” в угольной отрасли. По словам Геза, стартовую цену необходимо рассчитывать от котировок Platt`s Urals в Черном море, минусуя стоимость логистики к базису поставки. Это позволит продавать украинскую нефть как на внутреннем рынке, так и в случае необходимости на экспорт. Компания при этом отправила соответствующее обращение к правительству, но инициатива пока не была поддержана, что является проблемой для украинской нефтедобывающей компании.
Украинская нефтепереработка хоть на данный момент и не способна обеспечивать все запрашиваемые рынком объемы, но активно идет в этом направлении. Директор по коммерческим вопросам ПАО “Укргаздобыча”, команда которого пустила новое производство нефтепродуктов, презентовал брэнд топлив Shebel. Новое украинское топливо экологического класса Евро-5 благодаря высокому качеству, которое было достигнуто вследствие взаимодействия с немецким концерном BASF, призвано разрушить стереотип о некачественном украинском топливе. Сейчас компания работает с 14 крупными сетями АЗС, которые охватывают как столицу, так и регионы, включая сеть АЗС KLO, днепропетровский “Нефтек” и запорожскую компанию ZOG. Кроме того, Сергей Федоренко отметил грядущие торги по TERM контрактам на поставку 7-8 тыс. т ДТ в месяц для нужд бурового подразделения компании “Укрбургаз”. В этом году компания планирует модернизацию и обновление парка буровых станков и улучшение жилищных условий буровых бригад, что приведет к увеличенному потреблению ДТ. Торги ожидаются в октябре 2018 г.
Так как Украина является зависимой от импортных поставок топлива, полезным контактом для украинских трейдеров стала начальник отдела маркетинга ОАО “Мозырский НПЗ” Наталья Мартинович. По ее словам, за 8 месяцев 2018 г. в Украину было отгружено 46% объемов продукции Мозырского НПЗ. При этом в структуре украинских поставок за 8 месяцев бензины занимают 30%, ДТ – 57%, битум дорожный – 9%, сжиженный газ – 4%. По словам Мартинович, Украина остается крупнейшим покупателем продукции завода. Аналогичные отношения сложились с “Нафтаном”, который был представлен ведущим специалистом по стратегическому маркетингу нефтепродуктов Глебом Макаревичем.
Один из самых ожидаемых докладов был анонсирован Олегом Гезом и посвящен успехам “Укрнафты” в ребрэндинге розничной сети АЗС. То, что сделали отдел маркетинга компании и брэнд-агентство Fedoriv, стало одним из самых ярких событий 2018 г. Результаты ребрэндинга пилотных станций, а также дорожную карту реформ презентовал директор департамента маркетинга ПАО “Укрнафта” Александр Зубрицкий. По результатам исследования, которое проводила компания, через 5 месяцев после запуска первых пилотных АЗС 69% посетителей довольны изменениями. Кроме того, на вопрос: “Как Вы оцениваете новый черный цвет сети?”, 56% опрошенных оценили позитивно, 34% выразили безразличие и 10% негативно оценили новые цвета сети.
“Черная” АЗС – довольно смелый шаг, но очень нравится. Именно так выражали впечатление коллеги из Беларуси, также презентовавшие концепцию ребрэндинга АЗС “Белоруснефти”. В частности, начальник отдела корпоративных продаж госкомпании Игорь Гречановский отметил, что его компания планирует в скором времени ребрэндировать около 70 станций, сделав акцент на улучшении сервисов и нетопливных продаж. На данный момент доля продаж нетопливных товаров по всей сети АЗС “Белоруснефти” составляет 8,2% от общей выручки компании. При этом треть АЗС на сегодняшний момент не имеет пристанционных магазинов, и если взять только АЗС с магазинами, то доля нетопливных продаж будет колебаться на уровне 12-15% с потенциалом выхода на уровень 20% за три года.
Кроме того, в первый день были подняты актуальные вопросы перезагруженности украинского рынка б/у автоцистернами, которые списывают в Европе и активно ввозятся в Украину. Так, по словам руководителя отдела продаж и маркетинга Everlast Дмитрия Коваленко, в 2016-2018 гг. в Украину было везено 2466 б/у автоцистерн, большинство из которых исчерпали ресурс. При этом 42% автоцистерн имеют средний возраст от 16 до 25 лет, что свидетельствует о том, что цистерны исчерпали свой ресурс, это очень рискованно, так как автоцистерны зачастую перевозят опасные грузы. Ситуацию надо менять, так как Украина уже фактически превратилась в свалку опасной спецтехники, а учитывая опыт других стран, когда на трассах или в пробках взрываются нефтепродуктовозы, унося жизни десятков людей, становится ясно, что эту ситуацию надо срочно исправлять.
В последней сессии основатель Innovative DMC Андрей Кравчук представил инструменты Digital Signage и цифровых меню на АЗС, которые обеспечивают увеличения нетопливных продаж. Были продемонстрированы реальные кейсы на примере ребрэндированых АЗС Glusco.
О маркетинге на рынке АЗС говорила Ольга Капустина из сети WOG, которая представила кейсы внедрения WOG PAY, а также нюансы коммуникации с клиентом. “Нашими стаканчиками для кофе мы взбодрили как покупателей, так и коллег на рынке. Их коллекционируют, изучают, пытаются повторить”, – отметила маркетолог.
В целом первый день прошел довольно динамично. Немного омрачил настроение срыв анонсированного доклада по развитию инфраструктуры зарядок для электромобилей. В «СОКАРе» в последний момент неправильно оценили намерения сотрудников компании делиться собственными кейсами и наблюдениями развития рынка с коллегами из разных стран. Рассчитываем, что компания с богатой историей все же пересмотрит свое отношение к позиционированию на рынке и станет более открытой для коллег и общественности. Ведь, как говорили в древности, – pacta sunt servanda! (что с латинского – “договоры должны соблюдаться”).
Тем не менее, первый день завершился на мажорной ноте, а именно выступлением автора идеи, ведущего и главного режиссера проекта “Орел и Решка” Жени Синельникова, который отметил высокий уровень украинских АЗС на фоне других стран, где ему пришлось побывать. А судя по количеству выпусков телепрограмм, побывал он в сотне государств.
Газ на пике. Насыщенным по наполнению и встречам выдался второй день конференции, когда стартовал IX международный LPG-форум. Особое внимание на форуме было акцентировано на поставках сжиженного газа из Казахстана, которые в этом году показывают рекордные значения в связи с переориентацией на украинский рынок объемов компании “Тенгизшевройл” (ТШО). К представителям коммерческого отдела ТШО, которые посетили форум, выстраивались очереди из украинских трейдеров с предложениями о заключении долгосрочных контрактов на следующий год.
Открывал мероприятие представитель посольства Казахстана в Украине Арнур Танбай, который акцентировал внимание на углублении сотрудничества между Украиной и Казахстаном не только в сфере энергетики, но и экономической и культурной плоскости в целом.
О том, к чему может привести риторика об увеличении налоговой нагрузки на LPG, рассказал менеджер по закупкам сербской компании Euro Gas Филип Шево. Он отметил, что непродуманная политика сербского государства, а также лоббизм привели к стагнации рыка LPG на Балканах. По его словам, за пять лет акциз на сжиженный газ в Сербии вырос с EUR294/т до EUR385/т. За этот период потребление LPG упало на 100 тыс. т. “После увеличения акциза рынок упал с 326 тыс. т до 231 тыс. т, а доля LPG на рынке моторного топлива снизилась с 17% до 10%”, – отметил представитель Euro Gas. По его словам, несмотря на высокие газовые акцизы, это не привело к увеличению потребления бензина, люди просто стали меньше ездить.
“Укргаздобыча”, крупнейший производитель LPG, представила стратегию увеличения производства сжиженного газа. По словам менеджера отдела реализации УГД Ирины Петренко, к концу 2020 г. “Укргаздобыча” намерена пустить Хрестищенский ГПЗ проектной мощностью 108 тыс. т газа, что обеспечит дополнительные 9 тыс. т LPG в месяц. Кроме того, в ближайшее время планируется модернизация мощностей других ГПЗ компании, что в сумме к 2020 г. приведет к увеличению производства LPG на 15,5 тыс. т в месяц. Также Петренко анонсировала скорое начало продаж сжиженного газа УГД по долгосрочным договорам.
«Полтавская газонефтяная компания» (ПГНК), еще один украинский производитель, планирует дозагрузить завод по производству LPG на 80% в 2019 г. Благодаря переработке импортного ШФЛУ компания смогла в 2018 г. дозагрузить завод на 40%. “Главное – найти поставщика ШФЛУ, который смог бы обеспечивать поставку ресурса одного качества, так как это критически важно для производства”, – отметил представитель компании Кирилл Заховавко.
Сергей Каморников, заместитель гендиректора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции “Белоруснефти”, которая управляет Белорусским ГПЗ (г. Речица), рассказал о том, каким будет производство сжиженного газа на заводе в ближайшее время. Ведь украинский рынок потребляет более 95% всего произведенного ПБА на ГНС. По словам Каморникова, по планам на этот год производство сжиженного газа будет на уровне 2017 г., а это около 295 тыс. т. Кроме того, он сообщил об изменении формирования ценообразования на сжиженный газ по долгосрочным контрактам. “Вместо формулы, которая рассчитывалась исходя из средних котировок за период с четверга по среду, предшествующий периоду отгрузки с пятницы по четверг, будет введена новая, которая учитывает средние значения из средних всех котировочных дней месяца котировки DAF Brest”, – отметил он. Он добавил, что в сентябре госкомпания продала 30% объемов сжиженного газа Белорусского ГПЗ по долгосрочным контрактам на 2019 г. с премией в 25/т к котировке на Бресте.
Эмоциональной и насыщенной стала презентация генерального директора Украинской ассоциации сжиженного газа Станислава Батраченко о текущем состоянии дел на рынке LPG, а также перспективам его развития. Батраченко отметил, что на сегодняшний день рынок все еще пребывает в хаотическом движении и для его регулирования необходимы четкие правила, такие как принятие технического регламента, введение лицензирования, инвестиции с прицелом на многолетнее развитие от украинских компаний.
Во время Ukrainian LPG forum реальными инвестициями в инфраструктуру Украины, в отличие от разного рода “прожектов” и “инноваций”, делились ключевые участники рынка. Так, была презентована Барышевская ГНС (Киевская обл.), совместный инфраструктурный проект UPK Group и “Интер Глобал”. “Технологически Барышевская газонаполнительная станция уже готова к работе. Сейчас проходит завершающий этап. Мы рассчитываем введение в эксплуатацию где-то в ноябре”, – отметила Татьяна Гончаренко, коммерческий директор ООО “Барышевская ГНС”. Новая ГНС имеет оптимальное расположения для минимизации затрат на логистику по ж/д и обеспечению левобережной части столичного региона сжиженным газом. Наземный резервуарный парк ГНС в Барышевке составляет 2 тыс. куб. м. На терминале размещены 20 емкостей общим объемом 100 куб. м. ГНС оборудована пятью компрессорами FAS 591 производительностью 180 куб. м/час. Также на газонаполнительной станции установлены шесть насосов FAS 46001 производительностью 42 куб. м/час. Номинальный объем перевалки на ГНС составляет 180 тыс. т/год. Гончаренко отметила, что период окупаемости инвестиций в ГНС составляет 5-7 лет.
С продолжением вывода на рынок внутренней украинской котировки, которая бы влияла на импортные закупки, выступила “Украинская энергетическая биржа”. Зампред биржевого комитета УЭБ Алексей Ластовец детально рассказал о механизме формирования внутренней украинской котировки, используя цены украинских производителей, информацию отечественных консалтинговых компаний и участников рынка, заинтересованных в прозрачности формирования закупочных цен. В свете волатильности внешних котировок эта инициатива заинтересовала украинских газотрейдеров.
С учетом скорого полного перехода рынка на стандарты автогаза согласно нормам EN589 важным стал доклад Валентины Кравчук, замначальника по контролю качества топлива сети АЗС WOG. О проблемах с качеством LPG заявляют и в сервисных компаниях. Кравчук констатировала, что не весь ресурс, производимый в Украине и импортируемый из-за рубежа, соответствует новым стандартам. Она добавила, что, несмотря на скорое введение EN589 сертифицированных лабораторий по контролю всех параметров качества, в Украине насчитывается только четыре. Проблемы с качеством сжиженного газа констатируют и в сервисных компаниях, занимающихся установкой ГБО, в первую очередь на работу газобаллонного оборудования влияет жидкий остаток или непредельные углеводороды. “В 90% случаев причиной выхода из строя ГБО является загрязнение маслянистыми фракциями”, – отметил Юрий Волохненко, руководитель направления сети СТО Profigas. От добавил, что его компания совместно с WOG запустила мониторинг качества автогаза.
Актуальным на фоне полемики о качестве LPG стал доклад директора “Палтеха” Андрея Пушака о технологиях сероочистки сжиженного газа, которые можно использовать прямо на ГНС. Кроме того, об автотранспортном сервисе и онлайн-учете сжиженного газа участникам конференции рассказали представители компаний “Пропан Сервис” и “ЛМ Трейд”.
Во время конференции акценты останавливались не только на бензине, ДТ и LPG, но и на альтернативном метане. Представитель метановой ассоциации Украины (NGV Ukraine) Александр Ватажишин отметил, что, в отличие от соседних стран, в Украине отсутствует государственная политика, которая бы стимулировала использование метана в качестве моторного топлива. По данным NGV, в Украине из 9,1 млн. зарегистрированных автомобилей всего 30 тыс. используют CNG в качестве моторного топлива. Малое количество автомобилей, работающих на метане, приводит к простоям инфраструктуры метановых заправочных станций, которых в Украине насчитывают 325 единиц. Суммарная производительность всех станций – 300 тыс. авто/сутки. Фактическая загрузка – 10%. При продуманных государственных программах метан наравне с LPG может стать одним из альтернативных видов топлива в Украине. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)