Химия Украины и мира

Казахстан: Бензин местного производства успешно вытесняет импорт

Популярная марка АИ-92 подешевела за год на 4%. В то же время владельцам “железных коней” на дизтопливе пришлось несладко: летний дизель за год вырос в цене на 22%, зимний – на 23%

За 10 месяцев в Казахстане было произведено 3,3 млн. т бензина (в том числе авиационного), что на 27,3% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Наибольшие объемы выпуска пришлись на Павлодарскую область: 36,4% производства бензина (1,2 млн. т, +7,6% за год) и 39% дизельного топлива (1,5 млн. т, +19,1% за год). Здесь расположен один из мощнейших НПЗ – Павлодарский нефтехимический завод.

32,2% производства бензина и 26,3% выпуска дизельного топлива обеспечил Шымкент, где работает Шымкентский НПЗ – ТОО “ПетроКазахстан Ойл Продактс” (ПКОП).

Атырауская область обеспечила 29,3% производства бензина и 31% дизеля. Здесь действует Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ). Именно на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе в конце ноября получили новый продукт, не имеющий аналогов в Казахстане – зимнее дизтопливо с предельной температурой фильтруемости (ПТФ) -32°С, сообщили на V международной конференции “Нефтепереработка и нефтехимия Каспия и Центральной Азии”. Новое дизтопливо – целиком отечественный продукт, его назвали Khazar-32. По своим качествам оно соответствует экологическому классу К5, то есть имеет минимальное содержание серы, значит, менее вредно для экологии. Продукт произведен с помощью комплекса глубокой переработки нефти, построенного в рамках модернизации НПЗ. Это крупнейший в Казахстане комплекс технологических установок, который производит моторное топливо, соответствующее классам К4 и К5, и позволяет увеличить объемы переработки нефти на АНПЗ до 5,5 млн. т.

В рамках ГПИИР и Республиканской карты индустриализации на всех трех нефтеперерабатывающих заводах РК реализуются инвестиционные проекты развития и модернизации. Модернизация заводов позволит обеспечить выпуск моторного топлива классов К4 и К5 в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза, а также значительно сократить выбросы вредных и загрязняющих веществ. В результате реконструкции и модернизации мощности заводов по переработке нефти составят 16,6 млн. т/год, появится возможность выпускать нефтехимические продукты (бензол и параксилол) и значительно увеличить выпуск светлых нефтепродуктов.

По итогам января-сентября 2018 г. казахстанские производители обеспечивают более 88% спроса на бензин, при этом 99,9% реализуется на внутреннем рынке. Благодаря росту производства и политике импортозамещения в секторе импорт бензина сократился за год почти на 52% до 374,5 тыс. т. Экспорт увеличился на 34,2% за год, однако его объемы ожидаемо незначительны – всего 2,9 тыс. т.

В Казахстане до недавнего времени действовал запрет на экспорт светлых нефтепродуктов. Однако в октябре министры энергетики Казахстана и России Канат Бозумбаев и Александр Новак подписали межправительственный протокол о внесении изменений в соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК от 9 декабря 2010 г. Изменения позволяют регулировать ввоз нефтепродуктов из России в Казахстан и экспорт нефтепродуктов с территории Казахстана за пределы таможенной территории ЕЭАС на межведомственном уровне (на уровне энергетических ведомств двух стран). Казахстан теперь может оперативнее принимать решения по открытию и закрытию экспорта или импорта отдельных видов нефтепродуктов и увеличить внешние поставки в секторе.

Спрос на дизельное топливо казахстанские производители обеспечивают на 93,5%.

В ноябре 2018 г. в среднем по городам страны цены на популярный бензин АИ-92 снизились на 4,4% до 155 тенге/л. Стоимость АИ-95/96 также снизилась (почти на 1% до 176 тенге/л, на АИ-98 – увеличилась (почти на 2% за год, до 192 тенге/л). По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, цены на бензин в Казахстане, скорее всего, не будут повышаться до нового года. Он отметил, что немаловажным фактором роста или снижения цены бензина является стоимость нефти. В то же время цены на дизельное топливо сильно выросли: летнее подорожало на 22,4%, зимнее – почти на 23% за год. (energyprom.kz/Химия Украины и мира)

Exit mobile version