В 2018 г. во всем мире наблюдалось сокращение регистрации и вывод новых пестицидов на рынок, в то время как ряд старых разновидностей подвергался сомнению.
Дикамба. 31 октября 2018 г. Агентство по охране окружающей среды США объявило о продлении регистрации дикамбы до 20 декабря 2020 г., что в итоге дает веществу передышку.
Дикамба была создана Velsicol Chemical Corporation из США в 1961 г. как селективный и системный гербицид для защиты сеянцев злаковых культур, используемый для борьбы с более чем 200 видами широколиственных сорняков, в основном, для использования в Северной Америке.
Поскольку в последние годы устойчивость к сорнякам растет, появился способ применения “новых признаков + гербицид” для хлопчатника и сои. Новые черты позволяют прямое опрыскивание дикамбой сельскохозяйственных культур без вреда для них, но при этом сорная растительность уничтожается. Однако высокая летучесть дикамбы, особенно в условиях высоких температур, может привести к сносу препарата, что приводит к повреждению культур, не устойчивых к дикамбе. Именно по этой причине в последние два года дикамбу преследовали неудачи в США.
В 2017 г. в Арканзасский государственный совет по растениеводству поступило около 1000 жалоб на дикамбу. В ответ орган ввел временное решение о запрете продажи и использования дикамбы. В том же году в Миссисипи, Миссури, Северной Дакоте и Теннесси были также поданы жалобы на ущерб, нанесенный дикамбой. Фермеры потребовали временного запрета на продукты с дикамбой до того времени, пока не будут приняты защитные меры для предотвращения ущерба. С тех пор кампании против дикамбы не прекращаются. Все штаты США утвердили ограничения на использование продуктов с этим веществом, поэтому будущее дикамбы представляется неопределенным. Тем не менее, продление регистрации дикамбы в США свидетельствует о признании дикамбы в качестве важного средства защиты урожая, которое в настоящее время не является незаменимым.
После объявления о продлении регистрации дикамбы Bayer, Syngenta и Corteva Agriscience, которые являются основными игроками на рынке продуктов с этим веществом, выразили намерение сделать акцент на различных обучающих мероприятиях, чтобы помочь пользователям минимизировать потенциальный риск при использовании дикамбы.
В 21 веке метод применения “ГМО черты + гербицид” стал основным направлением профилактики и борьбы с устойчивыми сорняками, а также дает некоторую надежду для дикамбы. Даже если регистрация дикамбы в США не будет продолжена после истечения срока ее действия в 2020 г., такие продукты, вероятно, по-прежнему будут иметь большой рыночный потенциал на рынке ГМ-культур Южной Америки.
С тех пор, как в 2013 г. ЕС строго ограничил использование трех неоникотиноидных инсектицидов – клотианидина, тиаметоксама и имидаклоприда, всегда существовали предположения о том, что неоникотиноидные инсектициды могут быть запрещены в ЕС, что стало реальностью в 2018 г.
Неоникотиноидные пестициды. В апреле 2018 г. Евросоюз принял решение путем голосования о запрете использования на открытом воздухе клотианидина, тиаметоксама и имидаклоприда, разрешив их использовать только в постоянных теплицах, в среде, не контактирующией с пчелами.
Среди стран-членов ЕС Великобритания взяла на себя инициативу по назначению применения этих трех неоникотиноидных инсектицидов только в теплице и запретила использование данных продуктов в наружной среде с 19 декабря 2018 г., включая обработку семян. С 1 сентября 2018 г. Франция запретила продажу и использование пяти неоникотиноидных инсектицидов (клотианидин, имидаклоприд, тиаметоксам, тиаклоприд и ацетамиприд), став первой страной ЕС, которая запретила сразу 5 неоникотиноидных продуктов. Следовательно, судьба неоникотиноидных инсектицидов в ЕС становится неопределенной.
Неоникотиноидные инсектициды, которые сразу после выхода на рынок стали самым быстрорастущим и наиболее успешным сегментом инсектицидов, постоянно обвиняются в токсичном влиянии на насекомых-опылителей.
Статьи, опубликованные учеными в журнале “Nature and Science” за последние годы, показали, что неоникотиноидные инсектициды действительно наносят ущерб среде обитания медоносных и диких пчел, что дает теоретическую поддержку противникам неоникотиноидов.
Глифосат. Как сказал Боб Рейтер, глобальный руководитель отдела исследований и разработок в растениеводстве Bayer, глифосат никогда еще не подвергался такому воздействию со стороны регулирующих органов по всему миру. “Глифосат является одной из наиболее изученных молекул, которые когда-либо были представлены на сельскохозяйственном рынке. Это рекордсмен по безопасности”, – говорит Рейтер.
Однако у общественности и части научного сообщества другое мнение. В 2015 г. Международное агентство по исследованию рака (IARC) Всемирной организации здравоохранения опубликовало отчет, в котором сделан вывод о том, что глифосат является “вероятно, причиной рака”. Хотя этот вывод опровергается исследованиями других регулирующих органов, за прошедшие годы многие противники глифосата постоянно цитировали отчет МАИР как “доказательство” того, что гербицид опасен для здоровья человека и должен быть запрещен. В Аргентине и Бразилии противники глифосата призывали к запрету на использование продуктов с глифосатом в течение 2018 г. В августе федеральный судья постановил приостановить продажу продуктов, содержащих глифосат, в стране до тех пор, пока бразильская санитарная служба не сможет завершить “токсикологическую переоценку” этих продуктов. Месяц спустя, в сентябре, апелляционный суд в Бразилии снял запрет на глифосат Примерно в то же время, когда в Южной Америке бушевали споры о глифосате, события в отношении будущего гербицида приняли интересный оборот в США.
Летом 2018 г. суд присяжных в штате Калифорния вынес решение против гербицида и его производителя Monsanto (в настоящее время принадлежит Bayer). В иске податель заявления утверждал, что применение глифосата “подарило” ему неходжкинскую лимфому. Суд вынес решение в пользу истца и присяжные присудили ему $289 млн. в качестве компенсации. Сумма в конечном итоге была уменьшена до $78 млн., но решение о выплате оставлено в силе.
Пока Bayer обжаловал решение, в этом году подоспел новый иск. В марте суд присяжных в Сан-Франциско принял единогласное решение о том, что гербицид Roundup на основе глифосата, который производила компания Monsanto, затем купленная Bayer, – “существенный фактор” в возникновении рака у жителя Калифорнии Эдвина Хардемана. Калифорнийский суд присяжных определил Bayer сумму возмещения ущерба истцу по делу “Хардеман против Монсанто” в $80 млн. Это решение компания тоже намерена обжаловать. Несколько тысяч аналогичных судебных исков находятся в судебном процессе по всей территории США, ожидая, когда они предстанут перед судом, а антиглифосатные силы заявляют о “победе против интересов Большого сельского хозяйства”.
Биогербициды. В последние годы во всем мире быстро развивается органическое земледелие. Согласно статистическим данным, площадь земельных участков, находящихся под органическим земледелием, превышает 22 млн. га.
Рынок органических продуктов растет не только в Европе и Северной Америке (крупнейший в мире рынок органических продуктов), но и в других странах, включая развивающиеся страны. Однако органическое земледелие находится в затруднительном положении – доступны очень ограниченные биогербициды, которые представляют собой не что иное, как неселективные жиры, такие как нонановая (пеларгоновая) кислота. Эти продукты, как правило, используются повторно, им не хватает остаточной активности.
В 1981 г. Devine был зарегистрирован в США как первый биогербицид. Devine – это суспензионный концентрат хламидоспор на основе патогенного штамма Ppalmivora, используемый для борьбы с Morrenia odorata на апельсиновых плантациях с эффективностью более 90% и продолжительным 2-летним эффектом.
Затем наступило продолжительное затишье по новым продуктам. Однако в 2018 г. американская биопестицидная компания Marrone Bio Innovations (MBI) подала в EPA заявку на новый биогербицид MBI-014, который очень востребован рынком. Согласно информации, MBI-014 представляет собой вододиспергируемый микробный гербицид, изготовленный из нового термически инактивированного Burkholderia rinojensis (штамм A396). Продукт имеет совершенно новый режим действия, который позволяет контролировать появление устойчивых сорняков, особенно амарантных, после появления всходов. Согласно обычным срокам процесса регистрации биопестицидов в США, ожидается, что продукт будет выпущен на рынок примерно к 2020 г. Как видно из активного ингредиента и процесса разработки продукта, подразумевается, что в будущем разработка биогербицидов может сосредоточиться на патогенных бактериях сорняков, которые выделяются и выращиваются в лаборатории, а затем инокулируются в исходные сорняки.
Новые пестициды. В отрасли общепризнанно, что разработка новых химических активных ингредиентов становится все более сложной. Отмечается, что несколько транснациональных корпораций, возглавляемых Syngenta, несколько замедлили разработки новых соединений и вместо этого сосредоточили больше внимания на составлении новых формул и новых методов применения.
В 2018 г., говоря о новом пестицидном соединении, надо отметить биоинсектицид афидопиропен, BASF. В апреле 2018 г. афидопиропен получил регистрацию в Австралии под торговой маркой Versys, а затем регистрация была предоставлена в Индии и США. Теперь BASF объявил, что это соединение будет выпущено в Китае в 2019 г., что, как ожидается, откроет новую эру предотвращения и борьбы с вредителями-сосальщиками, такими как тля.
Как новый инструмент для борьбы с вредителями-сосальщиками, афидопиропен дает аграриям возможность смены режима контроля во избежание появления устойчивости и признается безопасным соединением для пчел. Поэтому в условиях возможного полного запрета неоникотиноидных инсектицидов в ЕС рыночный потенциал афидопиропена не следует недооценивать. Кроме того, другой созданный BASF фунгицид мефентрифлюконазол (торговое наименование Revysol) был пущен в производство на заводе в Ганнибале, штат Миссури, в конце 2018 г. для подготовки к выпуску мефентрифлюконазола во всем мире. Мефентрифлюконазол является первым новым триазольным фунгицидом и, как ожидается, станет блокбастером BASF в отношении продаж стоимостью 1 млрд. евро. На сегодняшний день компания BASF подала заявки на регистрацию примерно в 60 стран Европы, Азии и Америки на более чем 40 культур. Ожидается, что продукт выйдет на мировой рынок в 2019 г.
Что касается 2019 г., мировой рынок пестицидов все еще будет подвергаться корректировке и регулированию. Судьба традиционных химических пестицидов, таких как хлорпирифос и ацетат, по-прежнему остается под вопросом. Таким образом, в этом году неопределенность будет определяющим словом для мировой агрохимической индустрии. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)