Химия Украины и мира

Россия: Каменная вата “утекает” за рубеж

Стагнация на российском строительном рынке не мешает производителям каменной ваты увеличивать объемы выпуска. Спасает высокий спрос за рубежом. По результатам прошлого года экспорт каменной ваты вырос на 30%, почти достигнув 4 млн. кубометров.

Третий год подряд российская каменная вата серьезно прибавляет в экспорте. В 2016 г. и 2017 г. экспорт последовательно увеличивался на 50% и 40%, в 2018 г. – еще на 30%, почти достигнув уровня 4 млн. куб. м. Доля минераловатной продукции, идущей на экспорт, сейчас составляет около 15%, говорится в исследовании Abarus Market Research.

По данным агентства, высокий спрос на каменную вату за рубежом и слабый рубль позволяют российским производителям при стагнирующем отечественном строительном рынке наращивать объемы производства. Так, если в 2016 г. рост выпуска каменной ваты составил 0,5%, в 2017 г. и 2018 г. прибавка была более существенной – на 9,7% и 7,7% соответственно. При этом лидер рынка – корпорация “Технониколь” – показала наиболее внушительный рост в этом сегменте: суммарный прирост всех семи заводов группы в 2017 г. составил 10%, а в 2018 г. состав группы пополнился белгородским заводом “Изовол”. По оценке Abarus, c учетом этого приобретения рыночная доля “Технониколь” в 2018 г. превысила 40%.

Ближайший конкурент – Rockwool Russia – по результатам 2018 г. сохраняет свою долю рынка в 18,8%.

Всего, по данным Abarus, в России работает порядка 47-50 заводов. Из них около десяти предприятий можно отнести к категории крупных, на которых выпускается более 1-1,5 млн. куб. м минеральной ваты в год. Около 15 предприятий являются средними, их объемы варьируются от 200 до 600 тыс. куб. м/год, остальные – или мелкие по масштабам, или еще не раскрывшие свой производственный потенциал.

Что касается новых игроков, то в 2014 г. заработал долгожданный финский завод “Парок”, позже на рынок вышли ООО “Стройволокно” (“Изопроф”), Коркинский завод теплоизоляционных изделий (КЗТИ) и еще несколько предприятий, специализирующихся на производстве технической изоляции.

Кроме высокого спроса за рубежом расти рынку каменной ваты помогают “вспомогательные” рынки – сэндвич-панелей и вентилируемых фасадов. Практически все строительство коммерческих объектов, в том числе заводов, сейчас – это легкие металлические конструкции плюс сэндвич-панели. А начинка панелей в основном состоит из базальта, а также пенополистирола и панелей PIR. Рынок вентилируемых фасадов хоть и не вырос в 2018 г., но “взял” на себя большой объем потребления теплоизоляции. Здесь также в основном используется базальтовая вата.

Поддерживают продажи каменной ваты на внутреннем рынке и государственные программы – капитальный ремонт, утепление старых домов, реновация, строительство жилья в отдаленных регионах сельской местности. Нельзя не отметить также развитие сегмента технической теплоизоляции: огнезащиту, утепление трубопроводов, судовую теплоизоляция и пр. Помимо этого растет потребление каменной ваты в частном секторе.

По результатам 2019 г. эксперты Abarus прогнозируют некоторое снижение рыночных объемов, по крайней мере на внутреннем рынке.

“Строительная отрасль не демонстрирует признаков восстановления, ввод в эксплуатацию жилья продолжает падать. Новых заводов по производству каменной ваты пока нет, лидер рынка хорошо вложился в предыдущие годы и рассчитывает на передышку. Да и некоторые экспортные направления оказались более выгодны по сравнению с внутренним сбытом, поэтому экспорт будет отнимать значительные объемы у внутреннего рынка”, – аргументирует директор по исследованиям Abarus Вера Никольская. (Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version