Стагнация на российском строительном рынке не мешает производителям каменной ваты увеличивать объемы выпуска. Спасает высокий спрос за рубежом. По результатам прошлого года экспорт каменной ваты вырос на 30%, почти достигнув 4 млн. кубометров.
Третий год подряд российская каменная вата серьезно прибавляет в экспорте. В 2016 г. и 2017 г. экспорт последовательно увеличивался на 50% и 40%, в 2018 г. – еще на 30%, почти достигнув уровня 4 млн. куб. м. Доля минераловатной продукции, идущей на экспорт, сейчас составляет около 15%, говорится в исследовании Abarus Market Research.
По данным агентства, высокий спрос на каменную вату за рубежом и слабый рубль позволяют российским производителям при стагнирующем отечественном строительном рынке наращивать объемы производства. Так, если в 2016 г. рост выпуска каменной ваты составил 0,5%, в 2017 г. и 2018 г. прибавка была более существенной – на 9,7% и 7,7% соответственно. При этом лидер рынка – корпорация “Технониколь” – показала наиболее внушительный рост в этом сегменте: суммарный прирост всех семи заводов группы в 2017 г. составил 10%, а в 2018 г. состав группы пополнился белгородским заводом “Изовол”. По оценке Abarus, c учетом этого приобретения рыночная доля “Технониколь” в 2018 г. превысила 40%.
Ближайший конкурент – Rockwool Russia – по результатам 2018 г. сохраняет свою долю рынка в 18,8%.
Всего, по данным Abarus, в России работает порядка 47-50 заводов. Из них около десяти предприятий можно отнести к категории крупных, на которых выпускается более 1-1,5 млн. куб. м минеральной ваты в год. Около 15 предприятий являются средними, их объемы варьируются от 200 до 600 тыс. куб. м/год, остальные – или мелкие по масштабам, или еще не раскрывшие свой производственный потенциал.
Что касается новых игроков, то в 2014 г. заработал долгожданный финский завод “Парок”, позже на рынок вышли ООО “Стройволокно” (“Изопроф”), Коркинский завод теплоизоляционных изделий (КЗТИ) и еще несколько предприятий, специализирующихся на производстве технической изоляции.
Кроме высокого спроса за рубежом расти рынку каменной ваты помогают “вспомогательные” рынки – сэндвич-панелей и вентилируемых фасадов. Практически все строительство коммерческих объектов, в том числе заводов, сейчас – это легкие металлические конструкции плюс сэндвич-панели. А начинка панелей в основном состоит из базальта, а также пенополистирола и панелей PIR. Рынок вентилируемых фасадов хоть и не вырос в 2018 г., но “взял” на себя большой объем потребления теплоизоляции. Здесь также в основном используется базальтовая вата.
Поддерживают продажи каменной ваты на внутреннем рынке и государственные программы – капитальный ремонт, утепление старых домов, реновация, строительство жилья в отдаленных регионах сельской местности. Нельзя не отметить также развитие сегмента технической теплоизоляции: огнезащиту, утепление трубопроводов, судовую теплоизоляция и пр. Помимо этого растет потребление каменной ваты в частном секторе.
По результатам 2019 г. эксперты Abarus прогнозируют некоторое снижение рыночных объемов, по крайней мере на внутреннем рынке.
“Строительная отрасль не демонстрирует признаков восстановления, ввод в эксплуатацию жилья продолжает падать. Новых заводов по производству каменной ваты пока нет, лидер рынка хорошо вложился в предыдущие годы и рассчитывает на передышку. Да и некоторые экспортные направления оказались более выгодны по сравнению с внутренним сбытом, поэтому экспорт будет отнимать значительные объемы у внутреннего рынка”, – аргументирует директор по исследованиям Abarus Вера Никольская. (Advis/Химия Украины и мира)