Если описывать складывающуюся ситуацию на фармрынке одной фразой, то, наверное, ей станет крылатая “Быть или не быть?”. Причем выражение это применимо как к государственным инициативам, так и к тем процессам, которые происходят с участниками. Какие-то вопросы решаются с резолюцией “Быть”, а какие-то откладываются в сторону с подписью “Не быть”. Но надолго ли?”, – именно такими словами начинается аналитический отчет по итогам 2018 г. на фармрынке компании DSM Group, опубликованный 14 мая.
Согласно опубликованному документу, в 2018 г. закрылся вопрос с расширением каналов продажи лекарственных средств в продуктовом ретейле. Но более остро встал другой – разрешение онлайн-торговли безрецептурными препаратами. Причем понятно, что развитие экономики во всех отраслях движется в сторону e-commerce, но на традиционные аптеки накладывается большой пул законодательных требований, которые регламентируют работу аптечного учреждения: от получения специальной лицензии на деятельность до квалификации сотрудников. Как простым “Быть” не сломать систему, которая выстраивалась годами, и тем самым не понизить лекарственную доступность?
А вот пилотный проект по маркировке ЛП вышел на следующий уровень. И уже точно понятно, что обратной дороги нет. Есть федеральный закон, который регламентирует сроки внедрения и распространения системы на весь рынок. Остался ряд вопросов (криптокодирование, его стоимость для производителя), но так или иначе процесс запущен, максимум, на который можно рассчитывать – очередной перенос сроков.
Еще одна инициатива так и осталась пока пилотным проектом. Речь в данном случае идет о лекарственном возмещении. На протяжении нескольких лет обсуждались возможные схемы его реализации. Но в 2018 г. никаких новых решений принято не было. Регионы сами проводят различные “эксперименты”. Например, в Москве с 1 марта по 31 декабря 2019 г. льготные категории граждан с московской пропиской могут обратиться за получением компенсационной выплаты на приобретение лекарственного препарата взамен получения бесплатного лекарства или приобретения лекарств с 50% скидкой, если необходимый препарат отсутствует по федеральной программе. То есть опять эксперимент рассчитан на ограниченный список лиц.
Стоит отметить, что все инициативы, которые получают отметку “Быть”, могут привести к существенным изменениям на рынке. С 2019 г. заработала новая система ценообразования для препаратов, относящихся к ЖНВЛП. Методика рассчитана на то, что цены на лекарственные средства, входящие в этот список, должны понизиться. Все ли производители пойдут на этот шаг или просто решат уйти с рынка?
И такие системообразующие законы принимаются в не совсем благоприятных экономических условиях для фармрынка. Поэтому его участники ищут новые способы “выживания”.
Объем фармацевтического рынка России в 2018 г. достиг 1682 млрд. руб., что на 2,6% выше, чем годом ранее. Объемы продаж лекарств в натуральном выражении выросли на 1,5% и составили 6,4 млрд. упаковок.
Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент лекарств. Динамика розничного рынка продолжила положительную тенденцию 2017 г. в упаковках. Прирост рынка в рублях ниже, чем в 2017 г. На это повлиял в том числе и низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, который не привел к росту спроса на “сезонные” препараты. В 2018 г. на рынке превалировали две тенденции: снижение доли безрецептурных препаратов и рост рынка за счет двух ценовых сегментов – “до 50 руб.” и “свыше 500 руб.”. Таким образом, структура потребления меняется в зависимости от доходов потребителя.
Государственный сегмент в 2018 г. в деньгах остался на уровне 2017 г., а вот в упаковках сократился. Основной причиной является перераспределение закупленных лекарств в 2017 г. на потребности прошлого года. Также наблюдается продолжающийся рост сегмента льготного лекарственного обеспечения, финансируемого из регионального бюджета.
Доля лекарств импортного производства в целом на рынке по итогам 2018 г. составила 70,2% в рублях и 39,4% в упаковках. Первые места в рейтинге производителей сохранили за собой иностранные компании Sanofi, Novartis, Bayer. В рейтинге топ-20 три отечественных производителя: “Отисифарм”, “Фармстандарт” и (впервые в него попал) “Биокад”.
Консолидация на аптечном рынке принимает все новые формы: появились партнерские союзы со “средними” и крупными (более 1000 точек) сетями, организовываются объединения для единичных аптек, и это помимо уже сложившихся компаний. Доля топ-20 игроков составила 58%. Наилучших результатов в объединении аптек и аптечных сетей добилась “АСНА”, заняв 13,2%. Среди “традиционных” сетей максимальную долю занимает аптечная сеть “Ригла” – 5,6%. На третью строчку поднялась компания ГК “Эркафарм” с долей 5,3%. Топ-5 маркетинговых ассоциаций занимают 12,5% рынка.
В 2018 г. дистрибуторы изменили взаимоотношения с аптечными сетями в сторону ужесточения процесса отгрузки товара. Они стали требовать дополнительных гарантий возврата дебиторской задолженности от аптек (страхование или банковские гарантии). Изменения в принципах работы дистрибуторов сказались на результатах и динамике лидеров. Топ-10 компаний заняли порядка 72%. В 2018 г. первое место сохранил дистрибутор “Протек”, заняв 16%. Второе место у дистрибутора “Катрен” с долей 15,5%. Эти две компании показали отрицательную динамику по обороту относительно 2017 г. Топ-3 в 2018 г. замыкает дистрибутор “Пульс” с долей 14,6%. (gmpnews/Химия Украины и мира)