Химия Украины и мира

Казахстан: За январь-апрель 2019 года производство топлива выросло, местные НПЗ полностью перекрывают потребности страны

За 4 месяца в Казахстане было произведено 1,2 млн. т бензина, в том числе авиационного на 9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее, а также 1,6 млн. т дизельного топлива – плюс 10,3% за год.

Наибольшие объемы выпуска пришлись на Павлодарскую область: 38,6% производства бензина (472,1 т, -3,9% за год) и 41,4% дизельного топлива (648,9 тыс. т, +4,7% за год). Здесь расположен один из мощнейших НПЗ страны – Павлодарский нефтехимический завод.

35,6% производства бензина и 25,3% выпуска дизельного топлива обеспечил Шымкент, где работает Шымкентский НПЗ – ТОО “ПетроКазахстан Ойл Продактс” (ПКОП). Атырауская область обеспечила 24,6% производства бензина и 29,3% дизеля. Здесь действует Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ).

По итогам января-марта казахстанские производители обеспечивают 98,2% спроса на бензин и 93,1% на дизтопливо. Благодаря росту производства и политике импортозамещения в секторе импорт бензина сократился почти на 94% до 16,7 тыс. т. Экспорт увеличился в 11,2 раза за год, однако его объемы незначительны – всего 665,9 т.

Ранее отсутствие экспорта было обусловлено законодательно, однако ситуация изменилась. Вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов объявил, что в июле планируется начать первые поставки бензина в Кыргызстан. Ранее в Минэнерго сообщали, что Казахстан будет экспортировать бензин в Кыргызстан небольшими партиями по 10 тыс. т. Экс-вице-министр ведомства Болат Акчулаков (с апреля 2019 г. – генеральный директор ассоциации Kazenergy) говорил о том, что в стране накоплены излишки бензина.

По итогам мая в среднем по городам страны цены на популярный бензин АИ-92 снизились на 6,9% в годовом исчислении, до 147,6 тенге за литр. Стоимость АИ-95/96 снизилась на 3,8% до 168,6 тенге за литр; стоимость АИ-98 – на 3,4% до 185,9 тенге за литр. В то же время цены на летнее дизельное топливо выросли на 13,5%.

Несмотря на то, что потребителям снижение цен на бензин на руку, нефтяникам это может создать проблемы, считают в Минэнерго. “В Казахстане на сегодня продолжается профицит по высокооктановому бензину АИ-92 и АИ-95. Поэтому рынок реагирует, предложений по бензину много, потребление сильно не растет. Для нефтяников это не очень хорошая история. Потому что поставлять нефть на внутренний рынок становится все менее эффективно для них. По сравнению с экспортом значительный разрыв получается. А для потребителей это хорошо. Но рынок реагирует так, как он реагирует”, – заявил министр энергетики Канат Бозумбаев.

Министр отметил разнонаправленность российского и казахстанского рынков. Пока в Казахстане бензин дешевеет, в России цена растет. По словам Каната Бозумбаева, снижение стоимости бензина не связано со снижением глобальных цен на нефть. “Сегодня цена на внутреннем рынке на нефтепродукты формируется на рыночной основе – на основе котировок Argus”, – объяснил он.

Те временем в Западно-Казахстанской области, близ поселка Алгабас Теректинского района, планируют строить четвертый нефтеперерабатывающий завод. Стоимость проекта – $420 млн. Сырье на новый НПЗ будет поставляться с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. На строительство нового завода инвесторы берут два года и планируют пустить его до конца 2020 г. Проект строительства завода по глубокой переработке нефти и производству автомобильного бензина, дизельного топлива, керосина и битума в ЗКО реализует ТОО “ABC-Мунай” совместно с арабскими инвесторами. ТОО “ABC-Мунай” приобрело земельный участок площадью 59,8 га, провело рекультивацию земель и приступает к строительству нулевого цикла НПЗ. (energyprom.kz/Химия Украины и мира

Exit mobile version