Российское и белорусское дизельное топливо является более конкурентоспособным по всей территории Украины, включая южные регионы, нежели импорт по морю. Об этом сообщил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.
“Если ситуация стабильна, если в обычном режиме идут поставки из Беларуси и из России, в этой ценовой ситуации у морского импорта не остается никаких шансов. В самой Одессе российский продукт на $10/т интереснее, чем любой морской. Следовательно, нет никаких сомнений, что любой прирост рынка уходит в пользу российских поставок как самых доступных и самых дешевых”, – добавил директор “А-95”.
В текущем году, по данным “А-95”, доля российских поставок выросла на 27%, тогда как морской импорт упал, а поставки из Беларуси и Литвы остались на прежнем уровне.
Первоочередными шагами для удешевления морского импорта должно стать снижение портовых соборов и тарифов. “В Украине очень высокие портовые сборы, но их снижение даже вдвое даст эффект в размере до $5 на тонне. Глобально это не изменит расстановку сил, нужны более серьезные шаги, чтобы морские поставки “взлетели”, – отметил директор “А-95”. По расчетам эксперта, приведенные цены в Киеве на “южные” и “северные” поставки разнятся на $40/т, что составляет около 7% от таможенной стоимости.
Сергей Куюн рассматривает два сценария наполнения рынка при условии полного прекращение импорта ДТ из России или одновременно из России и Беларуси.
В случае полного прекращения импорта ДТ из России рынку нужно заместить 240 тыс. т в месяц. При таком сценарии морские поставки должны увеличиться в 4 раза, с 34 до 150 тыс. т, при условии, что импорт из Беларуси вырастет со 170 до 220 тыс. т в месяц, а Кременчугский НПЗ нарастит переработку в два раза и выпуск ДТ до 110 тыс. т. При условии прекращения импорта из России и из Беларуси рынку понадобится в месяц заместить 410 тыс. т, что потребует роста переработки Кременчуга с текущих 2,2 млн. т до 6,5 млн. т и роста морского импорта до 275 тыс. т с текущих 34 тыс. т.
При такой ситуации многократно возрастет нагрузка на железнодорожную и портовую инфраструктуру, при полном прекращении импорта из России и Беларуси в одночасье заместить эти объемы будет невозможно.
Кроме того, при таких сценариях существует риск попадания в зависимость от поставок через группу “Приват”, которая владеет крупнейшими портовыми нефтеперевалочными комплексами. “От поставок из России и Беларуси мы переходим в зависимость от поставок через терминалы группы “Приват”. В этих условиях нужна государственная перевалка, чтобы был альтернативный пункт для приема с моря”, – считает директор “А-95”.
Для того, чтобы рынок был более устойчивым и подготовленным, также необходимо создать запасы топлива первоначально стратегическими предприятиями (“Укрзализныцей”, Вооруженными силами), а в дальнейшем всеми участниками рынка через механизм минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.
Также нужно более активное участие государства в управлении “Укртатнафтой”. “Многие забыли, что государство владеет 43% в “Укртатнафте”. В принципе государство имеет все основания претендовать на загрузку и тем самым демонополизировать влияние крупного игрока на рынке и дозагрузить завод сырьем”, – отметил Сергей Куюн.
“Обеспечение рынка Украины нефтепродуктами на 78% зависит от России и Беларуси, что создает высокие риски дестабилизации рынка и экономики страны в целом. В руках государства есть достаточно рычагов, чтобы сбалансировать систему нефтепродуктообеспечения, при этом сохранив интересы импортеров, производителей и потребителей нефтепродуктов”, – резюмировал директор “А-95”. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)