ПАО “Укртатнафта” раскритиковало редакцию законопроекта №2317, принятого Верховной Радой накануне, из-за нормы о необходимости Кременчугского НПЗ продолжать выдачу налоговых векселей для реализации авиационного керосина по базовой ставке EUR21/тыс. л. Соответствующее заявление обнародовано на сайте “Укртатнафты”.
Этим законопроектом сохраняется требование для Кременчугского НПЗ, как и всех импортеров, выдавать налоговые векселя на разницу в базовой ставке акциза EUR21/тыс. л и ставки EUR210/тыс. л, которая будет применяться, если производитель/импортер не подтвердит целевое использование топлива.
“Учитывая отсутствие свободных собственных оборотных средств для авалирования наперед (авансом) налоговых векселей, ПАО “Укртатнафта” вынужденно обратилось ко всем авиакомпаниям Украины с письмом-требованием об осуществлении ими предоплаты”, – говорится в сообщении “Укртатнафты”.
Компания также обратилась с письмом к премьер-министру Алексею Гончаруку с просьбой вмешаться в ситуацию. В нем говорится, что всем авиакомпаниям и аэропортам разосланы письма-требования внести предоплату в размере 10-кратного размера суммы акцизного налога исходя из объемов закупки (заправки) на ближайшие 15 дней. Без внесения предоплаты реализация топлива будет остановлена.
Согласно копии письма в адрес авиакомпании “Роза Ветров”, которую обнародовала “Укртатнафта”, предоплата должна быть внесена до 31 декабря 2019 г.
“С целью предотвращения дестабилизирующих ситуаций при реализации авиационного топлива и срыва расписания авиарейсов прошу вашего содействия в детальном изучении и законодательном решении указанной проблематики”, – говорится в письме премьеру, подписанному главой правления Павлом Овчаренко.
В изначальной редакции законопроекта №2317 была добавлена норма, позволяющая Кременчугскому НПЗ как единственному производителю авиакеросина реализовать его по базовой ставке EUR21 за 1000 л без выдачи налогового векселя. В то же время контроль над целевым использованием предлагалось осуществлять через заявки на пополнение остатков топлива в СЭАРТ.
При подготовке ко второму чтению депутат Олег Матусяк (“Слуга народа”) подал поправку об отмене этой нормы и комитет ее поддержал. Во время первого рассмотрения законопроекта в парламенте 12 декабря вернуть норму в проект закона попытался депутат Тарас Батенко (группа “За будущее”), работавший директором филиала “Магистральные нефтепроводов Дружба” во то времена, когда близкий к “Привату” Александр Лазорко возглавлял “Укртранснафту”.
Именно вокруг этой поправки 12 декабря в сессионном зале возник скандал, из-за которого весь законопроект был отправлен на повторное второе чтение.
При подготовке проекта на повторном втором чтении О. Матусяк снова подал поправку об отмене этой нормы и она снова была поддержана комитетом. Т. Батенко повторно потребовал ее подтверждения в сессионном зале. 18 декабря ее поддержали 266 депутатов и конечная редакция законопроекта №2317 в итоге была принята без нормы, позволяющей Кременчугскому НПЗ не выдавать векселя.
С 1 января 2019 г. с целью борьбы с нецелевым использованием авиационного керосина, в частности его смешиванием с ДТ, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, если импортер или производитель не подтвердит, что топливо было использовано для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерва.
Теперь, чтобы растаможить авиационный керосин по базовой ставке EUR21/тыс. л, то есть без применения повышающего коэффициента 10, импортер обязан оформить налоговый вексель. Он выдается на сумму акцизного налога, рассчитанного исходя из поставленного им объема топлива и разницы в ставках акцизного налога EUR210 и EUR21/тыс. л, то есть EUR189/тыс. л.
После этого импорт РТ сократился почти вдвое – за 11 месяцев 2019 г. импорт авиатоплива составил 246 тыс. т, что почти вдвое ниже аналогичного периода 2018 г. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)