Масштабный проект может столкнуться с серьезными трудностями.
Российский газовый монополист “Газпром” изучает возможность создания газохимического комплекса в Ямало-Ненецком автономном округе, хотя у него уже есть там похожее предприятие, только не достроенное до конца. Одновременно “СИБУР” должен ввести в эксплуатацию собственный газохимический комплекс в Тобольске, способный стать конкурентом газпромовского.
Куча проектов, куча дел. В последний день новогодних каникул президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган провели в Стамбуле торжественный пуск в эксплуатацию газопровода “Турецкий поток”. Для “Газпрома” старт его работы означает не просто окончание затянувшегося проекта стоимостью примерно $7 млрд., но и получение выручки от поставок по нему природного газа на около $500 млн. в год.
Одновременно “Газпрому” с партнерами предстоит решить проблему завершения “Северного потока – 2”: швейцарская Allseas Group, подрядчик его прокладки по дну Балтийского моря, испугалась санкций со стороны США и увела два своих корабля-трубоукладчика из района работ. Впрочем, есть прогнозы, что до конца 2020 г. “Газпром” все-таки сумеет достроить “Северный поток – 2”, перегнав из дальневосточного порта Находка трубоукладчик “Академик Черский”. Тем не менее, это означает лишние траты времени и денег.
Кроме того, “Газпром” уже пятый год подряд строит Амурский газоперерабатывающий завод, инвестиции в который оцениваются в $19 млрд. Он будет получать «голубое топливо» из “Силы Сибири” и извлекать из него этан, пропан, бутан и гелий. Его первая очередь может заработать в 2021 г.
И теперь “Газпром” рассматривает возможность строительства в Ямало-Ненецком автономном округе огромного газохимического комплекса. Он может использовать в качестве сырья природный газ из Бованенковского и расположенных поблизости от него Харасавэйского и Крузенштерновского месторождений.
Годовая мощность предприятия может составить до 3 млн. т полиэтилена и полипропилена, относящихся к числу наиболее востребованных на рынке полимеров. Возможная стоимость проекта его создания оценивается в 1 трлн. руб., или около $15 млрд.
Рынок далек от насыщения. Отраслевые эксперты указывают на рост емкости рынка полиэтилена и полипропилена (их еще называют полимерами или полиолефинами) как внутри России, так и за ее пределами. Их производство привлекает и “Газпром”, и другие компании.
“Рынок полимеров динамично растет, при этом в России он еще далек от насыщения. Объемы потребления полимеров на душу населения в России составляют порядка 13,5 кг по полиэтилену и 8,6 кг по полипропилену. Среднемировые ориентиры оцениваются соответственно в 20 кг и 25 кг на человека. Даже с учетом острой экологической повестки, требующей сокращения использования полимерной упаковки, рынку еще есть куда расти”, – говорит Алексей Калачев, аналитик “Финам”.
По мнению аналитика “Фридом Финанс” Александра Осина, глобальный спрос на полиэтилен и полипропилен растет с темпом 5-6 % в год. Зато старший директор АКРА Максим Худалов обратил внимание на дисбаланс между их выпуском и использованием в стране. “В 2018 г. потребление полиэтилена в России составило 1,9 млн. т при собственном производстве 1,8 млн. т, по полипропилену потребление составило 1,2 млн. т при производстве 1,4 млн. т”, – констатирует он.
Вывозить будет непросто. Несмотря на возможное увеличение спроса на полиэтилен и полипропилен в долгосрочной перспективе, строительство столь мощного газохимического комплекса может столкнуться с серьезными проблемами.
Начнем с места его расположения – Ямала. Как было отмечено выше, “Газпром” хочет использовать для снабжения будущего предприятия газ с местных месторождений. Готовую продукцию придется вывозить из северных широт до ее покупателей.
“Ямал, конечно, не ближний свет, намерение “Газпрома” разместить там производство может вызывать сомнения. В принципе, производство стоит размещать либо ближе к потребителям, либо ближе к источникам сырья, чтобы экономить на транспортных издержках. Конечную полимерную продукцию выгоднее размещать ближе к целевым рынкам. Но первичные полимеры сами являются сырьем, причем относительно недорогим. Не исключено, что ближе к источникам газа производить его будет эффективнее. Трудно сказать, что будет дороже – возить с Ямала полимерные гранулы или транспортировать на химический завод газ по трубопроводу, который тоже еще надо построить. Гранулы можно возить куда угодно, но газ – только туда, куда идет труба”, – оценивает все за и против Алексей Калачев.
По словам Александра Осина, комплекс задумывается в расчете на внешний рынок, иначе его следовало бы строить в каком-то из регионов России с большим уровнем спроса или неподалеку от него. Например, завод “Титан-Полимер” по выпуску полиэстера и пленок на его основе планируется возвести в Псковской области, расположенной близко к Евросоюзу, где находятся их крупные потребители.
Конкурент уже на подходе. Стоимость проекта почти эквивалентна размеру инвестиционной программы “Газпрома” на 2020 г. Профинансировать ее исключительно за счет собственных средств он вряд ли ее сможет, учитывая имеющиеся у него дорогостоящие проекты и большую долговую нагрузку (только на нынешний год объем заимствований предполагается в размере 557,8 млрд. руб.).
“Газпром” обсуждал вхождение в проект Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), азербайджанской компании Socar и саудовской Sabic, но конкретики пока нет. По крайней мере, в пресс-службе РФПИ от предоставления комментариев на эту тему отказались.
Однако большие затраты на строительство газохимического комплекса в зоне вечной мерзлоты, при отрицательных температурах и отсутствии нормальных дорог (хотя железнодорожная ветка на Ямале есть) могут привести к слишком долгому сроку окупаемости проекта.
“В условиях средней полосы России и при наличии развитых коммуникаций строительство такого производства может занять не менее 3 лет, а сроки его окупаемости составить 7-10 лет. Но в условиях Арктики эти сроки могут удлиниться минимум вдвое, – высказал скепсис Александр Осин. – Понятно, что газовый гигант не привык экономить и готов нести большие затраты на новые проекты. И, конечно, вопрос, не будут ли полученные полимеры слишком дороги для рынка из-за высоких транспортных издержек”.
У “Газпрома” имеется Новоуренгойский газохимический комплекс, предназначенный для выпуска полиэтилена. Правда, судя по его сайту, он все еще строится, никаких сообщений о его пуске найти не удалось (есть объявления об услугах по гидроиспытаниям, ремонту и сервисному обслуживанию запорной арматуры). Тогда логичнее было бы его расширить и поставлять на него природный газ с Бованенковского, Харасавэйского и Крузенштерновского месторождений по трубе, чем затевать создание нового предприятия с нуля и доставлять на его площадку материалы, людей, сложное и дорогое оборудование.
И, наконец, в текущем году должно состояться официальное открытие “СИБУРом” комплекса “Запсибнефтехим” в Тобольске, способного производить 1,5 млн. т полиэтилена и 500 тыс. т полипропилена в год. Он фактически нивелирует необходимость строительства “Газпромом” сходного производства на Ямале, пускай и более крупного по масштабам.
В пресс-службе “Газпрома” отказались от предоставления комментариев по поводу перспектив реализации проекта. (ФедералПресс/Химия Украины и мира)