Пандемия и падение рубля привели к тому, что россияне бросились скупать не только гречку с туалетной бумагой, но и автомобили, пока они не подорожали. Накануне сезона шиномонтажа Авто Mail.ru решил выяснить, не грозит ли нам дефицит покрышек.
Пандемия коронавируса уже привела к закрытию нескольких десятков автомобильных заводов, о приостановке производства объявлял и ряд мировых производителей шин.
23% россиян уже приняли решение отложить покупку автомобиля. Однако участники рынка отмечают, что в марте спрос на машины вырос и в некоторых случаях приближается к ажиотажному. Точные данные будут опубликованы к середине апреля, а пока решили оценить ситуацию на рынке шин.
Сезон шиномонтажа уже начинается, хотя специалисты рекомендуют жителям средней полосы менять покрышки в самом конце марта. Хватит ли покрышек на всех желающих купить новый комплект? Этот вопрос задали экспертам отрасли.
Как рассказала Надежда Чурмеева, исполнительный директор Ассоциации производителей шин: “Шины – это товар, который производится заранее. Летние шины для сезона 2020 г. уже произведены, отгрузка летнего ассортимента оптовому звену началась в ноябре-декабре прошлого года, то есть эти шины уже находятся в логистической цепи, на складах дистрибуторов”. “С точки зрения производства и импорта шин мы не видим рисков пустых складов у дистрибуторов в предстоящем летнем сезоне”, – говорит Надежда Чурмеева.
При этом, как пояснил Алексей Малышев, PR-директор маркетингового агентства ROIF Expert, “импортные легковые шины из КНР, Республики Корея и Японии составляют около 23% продаж на российском рынке”. Как уточнил Алексей Малышев, “у нас нет информации о функционировании производств конкретно в этих государствах. Безусловно, остановка большого количества производств в КНР в феврале-марте могла сказаться на выпуске шин и их поставках в Россию”.
Если импорта не будет, бояться все равно нечего. Статистика ROIF Expert свидетельствует о том, что сегодня все равно “более корректно говорить не о дефиците, а об излишках шин для различных классов автомобилей. На протяжении 2017-2019 гг. статистика фиксирует постепенное накопление этой продукции на складах в размере нескольких сотен тысяч шин в год”.
Это значит, что шинные компании за два года накопили запас, которого должно хватить на всех. Более того, производителям только на пользу пойдет возможность распродать эти остатки, говорит Алексей Малышев. “Перерыв в работе шинных заводов должен в первую очередь снять с рынка определенный навес в размере около 1,5% от ежегодного потребления. Плюс к этому в 2019 г. шинные заводы сократили производство легковых шин на 7,7%”.
Риск – в логистике. Самое слабое звено в цепочке поставки шин от производителя к потребителю – транспортировка. Еще 23 марта Роспотребнадзор начал проверять весь транспорт, прибывающий в Россию.
По словам Надежды Чурмеевой, “в настоящий момент ключевым вопросом является стабильность логистических потоков внутри страны в части доставки шин в розницу”.
“Что касается работы логистической системы, то это другая, отдельная тема, – подчеркивает и Алексей Малышев. – Пока что в России, насколько нам известно из сообщений масс-медиа, не предполагается введения жестких ограничений на перемещение товаров по территории страны. А случаи заболевания COVID-19 носят единичный характер и в ближайшей перспективе не могут стать реальным препятствием для функционирования товаропроводящих каналов”.
Но в любом случае, поскольку “необходимые объемы уже произведены и поступают в товаропроводящую сеть”, как говорят в ROIF Expert, переживать за предстоящий сезон шиномонтажа простым водителям не стоит. В отличие от цен на автомобили – они уже начали расти. (Rcc/Химия Украины и мира)