Рынку топлива в РФ присущи стабильные цены в рознице и оптовые цены, которые по сути являются производными от розничных.
На мировом нефтяном рынке в 2020 г. происходят поистине драматичные события. Достаточно вспомнить уход цен на американскую нефть ниже нуля. Или развал, а затем восстановление ОПЕК+, сопровождаемые скачками котировок на сначала вниз, а позже вверх.
Очевидно, возникает вопрос: как это влияет на российский внутренний рынок? Ответ может показаться удивительным – никак. Для того, чтобы понять, почему, нужно разобраться, как устроен российский рынок нефтепродуктов.
В основе его функционирования лежат два постулата.
Первый: цены на АЗС стабильны, поскольку кризисы приходят и уходят, а котировки на мировых рынках рано или поздно возвращаются. Поэтому российским потребителям проще и удобнее иметь стабильные предсказуемые цены. Автор не собирается здесь дискутировать, хорошо это или плохо. Просто примем этот постулат как данность.
Второй постулат вытекает из первого: в случае роста мировых рынков государство компенсирует нефтяникам часть упущенной выгоды при продаже по стабильным (но более низким) внутренним ценам по сравнению с высокодоходным экспортом. Зато при падении котировок на зарубежных площадках уже нефтяники платят государству. Этот механизм называется “демпфер”. Он введен с 1 января 2019 г. Формула, определяющая, кто кому и сколько платит, четко прописана и завязана на цены на АЗС, которые (см. постулат первый) у нас стабильны.
Что мы имеем в итоге? Стабильные цены в рознице и оптовые цены, которые колеблются – рынок есть рынок, – но по сути являются производными от цен розницы. Которые у нас – см. постулат первый.
Проведем ретроспективный анализ, начиная с 2013 г., когда появился совместный приказ ФАС РФ и Минэнерго “Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов и требований к биржевым торгам…”.
Если отбросить экстремальные ситуации – лета 2018 г. (когда рублевые котировки нефти удвоились), зимы 2014, 2015, 2019 гг., а также весны 2020 г. (когда происходили обвалы мировых рынков) – то, что обычно цены на заправках и в опте находятся в диапазоне 10-25%.
Болевой точкой для АЗС является маржинальность в 10-12%. При достижении этого уровня розница “начинает писать письма”. Тема цен на АЗС начинает муссироваться на федеральных каналах. Что, как правило, заканчивается вмешательством государственных регуляторов внутреннего рынка.
При текущей цене на АЗС Москвы, по данным МТА, равной 43 руб./л, вычитаем 5 руб./л (затраты АЗС на ведение деятельности), переводим литры в тонны и получаем цену порядка 50600-51000 руб./т на бензин АИ-92 на ст. Яничкино (в зависимости от параметра плотности). Это – зона продажи.
Если биржевые цены на бензин АИ-92 на НПЗ в центральной части РФ приблизятся к уровню 51000 руб./т, то можно ожидать вала публикаций в прессе о росте цен на бензин, а также обвинений в адрес спекулянтов, разогнавших цены.
С другой стороны, цены, дающие маржинальность для АЗС в 20% и выше, возникают на рынке достаточно регулярно, но, как правило, в период высокого спроса (май-сентябрь) и держатся недолго. Это – зона покупок. В переводе на биржевые цены это означает котировку ниже 46000 руб./т на железнодорожные партии бензина АИ-92 на НПЗ в центральной части РФ.
Итак, в 2020 г. внутренний рынок бензина остается в прежней парадигме.
Стабильные цены на АЗС и демпфер вернули котировки бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже на уровни прошлого года. Дальнейший рост оптовых цен приведет либо к попыткам поднять цены в рознице, что, на наш взгляд, будет выглядеть совершенно дико, учитывая ситуацию на мировых рынках. Либо приведет к убыткам независимой розницы и неизбежному вмешательству государственных регуляторов рынка. Текущие цены на бензин на российском рынке – это зона продажи (хотим подчеркнуть, что наши выводы не являются инвестиционной рекомендацией). (Ринат Хантемиров, oilcapital.ru/Химия Украины и мира)