Фармкомпании остаются крупнейшими инвесторами в R&D. Однако уже десять лет ведущие консалтинговые агентства и экономисты отмечают снижение доходности от вложений в научно-исследовательские проекты в этой отрасли. Аналитики “Новости GMP” попытались разобраться, с чем связана такая тенденция.
Расходы фармкомпаний на R&D сопоставимы с ключевыми IT-гигантами, при этом доля расходов на разработки от их выручки порой заметно выше. Как следует из отчета компании Strategy& (структура PWC) за 2018 г., 8 из 20 крупнейших международных корпораций по объему вложений в разработку инноваций – фармкомпании. В числе лидеров – Roche ($10,8 млрд.), Johnson & Johnson ($10,6 млрд.), Merck ($10,2 млрд.). При этом, например, компания Merck за рассматриваемый период направляла на разработки новых препаратов около четверти своих доходов.
Как следует из отчета Fierce Biotech, в 2019 г. десять ведущих компаний, занимающихся исследованиями и разработками в области фармацевтики, совокупно потратили на поиски новых лекарств, средств диагностики и вакцин $82 млрд., что примерно на $4 млрд. больше, чем в 2018 г.
C другой стороны, рост рынка фармацевтических разработок замедляется. В своих отчетах EvaluatePharma прогнозирует среднегодовой темп роста расходов на исследования и разработки на уровне 3,1% в 2024 г., в то время как в 2010-2017 гг. он достигал 3,6%. Средняя “интенсивность” исследований и разработок (доля расходов на R&D от выручки) в 2024 г., по расчетам аналитиков, вероятно, снизится до 16,9% по сравнению со средним значением за 2010-2017 гг. (19,5%).
Рентабельность инвестиций в R&D в последние десять лет резко снизилась. В своем отчете за 2018 г. Deloitte фиксирует самый низкий уровень ROI двенадцати крупнейших фармацевтических компаний за девять лет (1,9% по сравнению с 10,1% в 2010 г.). Стартапы опережают по этому показателю фармгигантов – в среднем они получают около 9,3% прибыли от инвестиций в R&D. При этом их расходы на разработку могут достигать 50% от выручки компании.
Высокая стоимость и относительно низкая доходность от инвестиций в R&D главным образом связаны со сложностью разработки инновационных препаратов. С каждым годом требования к разработке инноваций повышаются, и их создание становится сложнее и дороже. По данным Delloite, за десять лет средняя стоимость вывода нового лекарственного препарата на рынок почти удвоилась и составила $2,1 млрд. по сравнению с $1,1 млрд. в 2010 г. К тому же все более дорогими становятся доклинические исследования. Как следует из отчетов Credit Suisse и Brocair Partners, доля доклинических исследований от общих расходов на R&D составляет 9-16%.
Таким образом, разработка новых препаратов с каждым годом усложняется, а инвестиции в нее становятся все более рискованными.
Крупные компании начинают исследования новых препаратов только в надежде, что среди множества неудачных проектов появится препарат-блокбастер, который покроет все расходы.
Осознавая растущие риски инвестиций в R&D, фармгиганты ищут новые способы повысить рентабельность инвестиций в разработки. Крупные компании пытаются переложить риски доклинических исследований (синтез перспективного вещества и его лабораторное доклиническое тестирование) на биомедицинские стартапы. В случае, если разработанный препарат показывает себя потенциально интересным, фармкомпания покупает его и уже под своим контролем проводит клинические исследования и осуществляет дальнейший вывод лекарства на рынок.
Все большую популярность получает рынок аутсорсинга или “контрактных исследовательских организаций” – Contract Research Organisations (CRO). По данным Credit Suisse, до 50% всего рынка клинических исследований в фармотрасли приходится именно на аутсорсеров. Еще один способ снизить издержки на R&D – развитие IT-технологий, в том числе машинного моделирования, нейросетей и “искусственного интеллекта”. Как отмечает PwC, с 2008 г. компании, занимающиеся инновационными препаратами, стремятся сократить время на разработку новых молекул с привлечением семантических технологий и автоматизированного проектирования молекул. Расходы на IT-технологии в R&D постоянно растут, но существенно заметного ускорения процесса разработки пока не отмечается.
Существенное влияние на разработки новых препаратов оказала пандемия COVID-19. Внимание и бюджеты фармкомпаний перераспределились в пользу препаратов для лечения коронавирусной инфекции, соответственно другие исследования, в том числе онкопрепаратов, замедлились. Сейчас фармкомпании в большей степени склонны к тому, чтобы клинически исследовать уже готовые лекарства, которые ранее разрабатывались для лечения других заболеваний (например, противомалярийные или АРВ-препараты). Очевидно, что для таких лекарств дополнительные доклинические исследования не нужны.
Инвестиционные риски в R&D крупных компаний все более возрастают в основном из-за замедления в поиске инновационных препаратов. Естественным стремлением big-pharma является снижение рисков крупных вложение в разработки. В ближайшие годы все большее значение будут иметь инвестиции в R&D небольших биотехнологических стартапов, разработки которых будут приобретаться лидерами рынка преимущественно на этапе перехода к клиническим испытаниям. (gmpnews/Химия Украины и мира)