Российский топливный рынок перенес стресс-тест: к апрелю спрос на все виды моторных топлив сократился на 70%, однако сразу после снятия ограничительных мер из-за COVID-19 депрессия сменилась ажиотажным спросом. Одновременно истекли сроки временного снижения объемов продаж нефтепродуктов через биржи, которое вводилось для поддержки производителей. Как “двойной удар” отразится на рынке и на стоимости сжиженных углеводородных газов (СУГ) в будущем, ответили ведущие игроки индустрии.
Объем валового производства сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Росси достиг 17 млн. т. Для волатильного рынка СУГ всегда была характерна сезонность в сегментах автогаза и коммунально-бытовых потребителей. Однако в текущем году начало сезона совпало с введением карантинных мер на фоне пандемии коронавируса. В результате в апреле и мае спрос на все моторные топлива резко просел, в том числе и на используемый в качестве автомобильного топлива СУГ. Цена на продукт местами достигала отрицательных значений, многие производители досрочно перевели заводы на плановые ремонты. В свою очередь остановка производств привела к локальным дефицитам СУГ во многих регионах.
Снятие ограничений восстановило спрос, одновременно взвинтив цены более чем на 200% (по данным СПбМТСБ, средневзвешенные цены нефтепродуктов и СУГ на местах производства, расположенных на территории европейской части России, Урала-Сибири и Сибири-Дальнего Востока). “Да, на рынке наблюдается дефицит. Во время пандемии спрос резко снизился, цена упала, – комментирует представитель газоснабжающей организации. – Сейчас ситуация обратная, цена растет: если в начале мая СУГ торговался по 13000 руб./т, то к концу мая цена поднялась выше 30000 руб.”.
Рынок восстановится в ближайшее время. Однако опрошенные группой CREON эксперты считают, что перевод заводов обратно на обычный режим работы сбалансирует рынок, а зафиксированный с момента создания индекса СПбМТСБ ценовой антирекорд долго не продержится. “В отличие от бензина к СУГ не применяется стабилизирующий механизм демпфера, поэтому цены на газовое моторное топливо серьезно колеблются”, – прокомментировал источник в отрасли.
Дополнительными факторами роста цен стали снижение объемов предложения газа на рынке вследствие заключенного в 2020 г. соглашения ОПЕК+, а также введенное ФАС и Минэнерго РФ временное двукратное сокращение нормативов биржевых продаж нефтепродуктов. Так, с 1 июля минимальные объемы биржевых продаж возвращаются на свои прежние значения (по сжиженным углеводородным газам он составляет 5% от объема производства). Кроме того, ФАС инициировала обсуждение их увеличения. “Ожидаем, конечно, что это предложение будет тяжело воспринято нефтяниками, поскольку есть еще соглашение ОПЕК+, которое повлекло сокращение добываемой нефти и сортов нефти для производства топлив. Но мы уверены, что наращивание объема предложения на бирже даст свой эффект, цены стабилизируются и напряжение спадет”, – считает Армен Ханян, начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС.
В ожидании обратного акциза. Восстановлению рынка и развитию потребления СУГ в качестве нефтехимического сырья будет способствовать введение обратного акциза. “Введение соответствующего законопроекта находится на финальной стадии согласования между вовлеченными ФОИВами”, – сообщил Анастас Гатунок, заместитель руководителя дирекции аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго. По словам эксперта, законопроект предусматривает вычет по акцизу в зависимости от объема инвестиций в развитие нефтегазохимических мощностей (не менее 300000 т сырья в год для новых установок).
Так, если компания с 2021 г. по 2027 г. вложит (и введет в эксплуатацию) в новое производство или в модернизацию существующего не менее 65 млрд. руб., фиксированная ставка с 1 января 2022 г. составит 4500 руб./т СУГ. Если инвестиции превысят 110 млрд. руб., то законопроектом предусмотрена ступенчатая индексация акциза: 5500 руб./т с 1 января 2024 г., 6500 руб./т с 1 января 2025 г. и 7500 руб. с 1 января 2026 г.
“Возвращение нормативов биржевых торгов вкупе с выходом НПЗ после перенесенных на более ранние сроки плановых ремонтов быстро насытят рынок сжиженных углеводородных газов. Более того, запланированное введение обратного акциза увеличит внутреннюю переработку и использование СУГов в качестве сырья для нефтехимии, к чему CREON Group уже много лет призывает отрасль”, – считает Санджар Тургунов, генеральный директор CREON Energy. (Rcc/Химия Украины и мира)