Одним из следствий развития сланцевой добычи газа в США стало производство большого количества этана и других углеводородов, содержащихся в добываемом таким способом природном газе (“жирный” газ). Это сделало Соединенные Штаты экспортером и этана, и этилена, а также привело к появлению большого числа новых газохимических производств с дешевым этаном в качестве сырья. В России этан до недавнего времени выделялся из природного газа в минимальных объемах. В какой-то мере это связано с тем, что заметная часть добываемого газа – “сухой” газ, содержащий преимущественно метан, отчасти сложившаяся ситуация отражала и консервативность газового сектора страны.
Так или иначе, сейчас с развитием добычи “жирного” газа и новыми налоговыми стимулами ситуация меняется.
Среди строящихся российских нефтегазохимических производств можно выделить три проекта – “Амурский ГХК”, “Балтийский ХК”, “Иркутский завод полимеров”, – объединенные общей идеей: получение полимерной продукции из “жирных” компонент природного газа. Начало активных работ над проектами совпало с принятием закона (а отчасти было им и обусловлено) о так называемом обратном акцизе, согласно которому на каждую тонну переработанного этана можно будет получить 9 тыс. руб. поддержки в форме налогового вычета. На СУГ (пропан-бутан) обратный акциз составит 4,5 тыс. руб. с постепенным повышением до 7,5 тыс. Эта поддержка со стороны государства с лихвой компенсируется суммарными налоговыми поступлениями от новых производств, ведь в противном случае как минимум часть этих комплексов просто не была бы построена.
Производственная цепочка в общем случае выглядит следующим образом: “жирный” газ (то есть содержащий этан и другие более длинные углеводороды) нужно добыть, транспортировать до места переработки, на газоперерабатывающем заводе (ГПЗ) выделить жирные компоненты, из этих компонентов (этан, пропан-бутан) с помощью пиролиза (уже на газохимическом комплексе, ГХК) получить непредельные углеводороды (этилен, пропилен, и др.) и превратить последние в полимерную продукцию. Каковы последние новости в рамках этой цепочки для строящихся производств?
“Амурский ГПЗ” и “Амурский ГХК”: монетизация компонента газа из “Силы Сибири”. Во-первых, самый известный проект – связка “Амурский ГПЗ” и “Амурский ГХК”. Сырье будет поступать с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинское и Ковыктинское) по “Силе Сибири”, а уже сухой газ после ГПЗ уйдет на продажу в Китай. Экспорт в КНР (без переработки) начался, но объемы пока невелики.
Недавно стало известно, что “Газпром” пересмотрел в сторону уменьшения объем текущих затрат на строительство “Силы Сибири”, правда при этом снижены и общие инвестиции на участок Ковыкта – Чаянда. Остается надеяться, что это не повлияет на сроки пуска всего интегрированного проекта.
Для “Амурского ГПЗ” (им владеет “Газпром”) планируются шесть производственных линий, две из них могут быть пущены в 2021 г. Сейчас на различных стадиях строительства находятся 3-6 линии, а выход на полную мощность должен быть синхронизирован с выходом на полную мощность “Силы Сибири” и строительством “Амурского ГХК” (владеет “СИБУР”). Поставщиком основного оборудования для “Амурского ГПЗ” является компания Linde, но часть будет производиться и в России – например теплообменники, изготавливаемые на СП Linde и “Силовых машин” в Санкт-Петербурге.
Некоторые выделяемые на ГПЗ “жирные” фракции (этан, СУГ) будут передаваться на “Амурский ГХК”. Еще в 2018 г. “СИБУР” и “Газпром” подписали договор на поставку этановой фракции, закрепляющий в том числе и формулу цены. Так как закон об обратном акцизе принят в расширенном варианте и включает обратные акцизы и по пропан-бутановой фракции, это означает, что и конфигурация “Амурского ГХК” будет расширенной, с переработкой и этих компонент (2 млн. т этана + 1,5 млн. т СУГ). В противном случае предполагалось перерабатывать только этан. В результате будут производиться 2,3 млн. т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена. “СИБУР” приступил к строительству в августе, вероятно, когда стало окончательно понятно закрепление в законе обратного акциза на СУГ, что и позволило определиться с конфигурацией завода. Пуск ожидается в 2024-2025 гг.
Подрядчиком строительства пиролизной части является Linde (в консорциуме с НИПИГАЗ), технологии будут использоваться немецкой компании.
Что касается полимеризации, то для производства полиэтилена выбрана технология Unipol компании Univation Technology (принадлежит Dow Chemical). Две лини будут производить полиэтилен низкого давления (ПЭНД, он же полиэтилен высокой плотности) и линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПНП), на третьей линии – бимодальные (две фракции с разной молекулярной массой) и унимодальные марки. Мощность каждой линии – 600 тыс. т, что близко к максимальной мощности в 650 тыс. т. По данной технологии производиться треть всего полиэтилена (ПЭНД, ЛПНП) в мире. Любопытно, что технология интегрирована с пиролизом Linde (можно говорить об альянсе двух компаний), что, вероятно, и предопределило выбор. Что касается производства полипропилена, то для полимеризации планируется использовать технологию компании LyondellBasell.
Предполагается, что “Амурский ГХК” станет совместным предприятием “СИБУРа” с Sinopec, где китайская компания получит 40%. Такое решение, с одной стороны, облегчит реализацию продукции на китайском рынке. С другой стороны, снимет с “СИБУРа” часть нагрузки по финансированию проекта. Год назад глава компании Дмитрий Конов привел такие оценки: акционерное финансирование составит 30% от стоимости, а с учетом 60% доли “СИБУРа” в СП, на долю компании придется $2 млрд. (при стоимости проекта в $11 млрд.). Необходимо будет вкладывать по $700 млн. ежегодно, что намного меньше текущего денежного потока компании.
Балтийский проект: ГПЗ+СПГ+ГХК. Этот проект включает транспортировку на побережье “жирного” газа с месторождений Западной Сибири (разработка залежей с высоким содержанием этана и других легких углеводородов только начинается), после чего сырье сначала попадает на “Балтийский ГПЗ” (интегрирован с производством СПГ, принадлежит на паритетных началах “Газпрому” и “Русгаздобыче”), откуда выделяемый этан уйдет на “Балтийский химический комплекс” (принадлежит на 100% “Русгаздобыче”).
Для транспортировки жирного газа из Западной Сибири необходима выделенная нитка газопровода. Важный вопрос, влияющий на экономику этой части проекта (хотя, по сути, это внутренние дела “Газпрома”): в какой степени в новом газотранспортном коридоре будут задействованы старые трубопроводные мощности, и сколько нужно построить новых. Тем более, что известно: жирный газ будет продаваться на ГПЗ по регулируемым ценам Ленинградской области, поэтому никаких дополнительных прибылей, связанных с составом газа, на этом этапе “Газпром” не получит.
В связи с планируемым перераспределением транспортных потоков между различными направлениями (“Северный поток-2”, Украина, Польша) полного понимания по этому вопросу пока нет. Ранее “Коммерсант” писал, что от Ухты должна быть построена новая ветка до Усть-Луги. Последние новости говорят лишь о планах по капитальному ремонту системы газопроводов и компрессорных станций для т. н. программы “Этан”. В любом случае “жирный” газ будет транспортироваться от месторождений и КС “Новоуренгойская” до КС “Перегребная”, после чего пойдет на Ухту и далее в Ленинградскую область.
На ГПЗ (интегрирован с СПГ, вероятный подрядчик всего комплекса – Linde) будут поступать 45 млрд. куб. м газа, 18 млрд. сухого газа вернется в газотранспортную систему, оставшаяся часть пойдет на производство СПГ (13 млн. т), плюс “жирные” фракции: 3,6 млн. т этана, 2,2 млн. т СУГ и 200 тыс. т в год фракции С5-С6. В отличие от “Амурского ГХК”, здесь газохимическое производство будет основано только на переработке этана и получении полиэтиленов разных типов. Фракция СУГ на переработку не попадает и пойдет на экспорт. Этан же пойдет на химический комплекс.
EPC-подрядчиком строительства ГХК является китайская China National Chemical Engineering & Construction (CNCEC), точнее, ее дочерняя компания СС7. Мощность установок пиролиза – 2,8 млн. т по этилену. За полимеризацию в полиэтилен будут отвечать шесть линий мощностью по 500 тыс. т каждая. И в этом случае планируется использование технологий компании Univation Technology.
В ноябре стало известно, что 14 печей пиролиза для “Балтийского ГХК” (БХК) поставит компания Lummus (до лета 2020 г. это было подразделение McDermott). Особенностью данных печей пиролиза, как сообщается, является гибкость в отношении сырья – при нехватке этана допускается до 10% пропана. Возможность пиролизов переключаться между разными типами сырья – неплохое преимущество, но в данном случае это просто не нужно, так как сырье предопределено, это преимущественно этан. Но опция с добавлением пропана может быть использована для подстраховки, так как он тоже будет выделяться на ГПЗ. Сама компания McDermott также будет участвовать в работе над этиленовым комплексом.
В качестве сомономеров при производстве некоторых марок полиэтилена в небольших количествах нужны другие, более длинные углеводороды: бутен, гексен. Бутен-1 будет производиться на двух установках по 50 тыс. т (т. е. в количестве 100 тыс. т). гексен-1 – 60 тыс. т. Производство основано соответственно на ди- и тримеризации имеющегося этилена, будут использоваться технологии компании Axens.
В финансировании “Балтийского химического комплекса” планируется задействовать кредитные линии “ВЭБ.РФ”.
Как стало известно из квартальной отчета “Газпрома”, планы по пуску первой очереди комплекса по переработке и сжижению газа перенесены с 2023 г. на 2024 г., второй очереди – с 2024 г. на 2025 г. Но сенсации здесь нет, скорее зафиксировано очевидное: прогресс по проекту пока умеренный, а сроки строительства нужно оценивать примерно в четыре года. Вероятно, пуск “Балтийского химического комплекса” будет синхронизирован с началом работы комплекса переработки и сжижения.
“Иркутский завод полимеров” – полностью интегрированный проект. “Иркутская нефтяная компания” готовит относительно небольшое производство. Сырье будет поступать с двух нефтегазоконденсатных месторождений, которые разрабатывает компания, перерабатываться на ГПЗ в Усть-Куте. Выделяемый этан через этилен будет превращаться в полиэтилен, мощность 650 тыс. т в год.
В сентябре основное оборудование было доставлено на площадку (еще до принятия закона об обратном акцизе), монтажные работы начнутся в 2021 г. В таком случае окажется неудивительным, если этот небольшой проект окажется пущен первым из описанной “тройки”. Завершение строительства намечено на 2023 г., будет выпускаться полиэтилен как высокой, так и низкой плотности.
Проект относительно небольшой и экономия на масштабах здесь будет умеренная. Однако если в двух предыдущих случаях газ и его компоненты в процессе технологической цепочки меняют владельца, то здесь проект полностью интегрированный в рамках одной компании, что дает определенную поддержку и является по сути единственным способом монетизировать имеющийся этан.
Подытожим. Все три проекта объединены общей идеей: использование жирных компонент природного газа и производство из них полимерной продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом у каждого из них есть свои особенности:
– только в случае “Амурского ГХК” планируется производство полипропилена (соответственно, пиролиз не только этана, но и СУГ). В остальных случаях планируется переработка только этана;
– уникальность Балтийского проекта – в интегрированном комплексе газопереработки (то есть разделения на фракции) и производства СПГ. В отличие от двух остальных проектов он расположен на побережье: это необходимое условие для крупнотоннажного экспорта СПГ, но и придает дополнительную логистическую гибкость продажам полимеров и СУГ. С другой стороны, близлежащие европейские рынки не могут похвастаться ростом спроса на полимерную продукцию, какую мы видим на азиатских рынках. Проекты “Амурский ГХК” и “Иркутский завод полимеров” ориентированы на рынки АТР;
– только в проекте “Иркутской нефтяной компании” сырье и конечная продукция на всех этапах передела не меняет владельцев, это полностью интегрированный в рамках одной компании проект. (rupec.ru/Химия Украины и мира)