С начала года россияне внимательно следят за ценами на бензин, поскольку опасаются их повышения. Впервые рост цен на топливо – бензин и дизель – зафиксирован во Владивостоке, но там на большинстве заправок подорожали только определенные виды бензина. На бирже же уже фиксируются показатели, близкие к максимальным. Причин для роста цен несколько, они давно известны экспертам, но пока в Минфине не сделали шаг навстречу представителям отрасли и не попытались принять действенные меры против подорожания.
В конце торгового дня в понедельник на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цены на бензин незначительно снижались: АИ-92 на 1,32% до 52393 руб./т, АИ-95 на 2,35% до 52872 руб./т. Дизельное топливо подешевело на 0,04% до 48661 руб./т по сравнению с предыдущим торговым днем. При этом цены выше прошлогодних максимумов и близки к историческим рекордам 2018 г. В чем же причина роста цен? Попробуем разобраться.
Налоговая нагрузка бьет про производителям. Главным традиционным фактором роста цен на топливо становится, как отмечают эксперты, рост налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Примерно 70% стоимости топлива составляют налоги и акцизы, которые выплачивают государству нефтяники, причем акцизы на нефтепродукты индексируются в России ежегодно. Так, с 1 января ставки акцизов на нефтепродукты повысились еще на 4%. Всего за пять лет ставка акцизов увеличилась почти в два раза – с 7530 руб./т до 13262 руб./т на бензин и с 5244 руб./т до 9188 руб./т на дизельное топливо. “Здесь действительно вопрос больше всего к налогово-фискальной политике. Крупные проекты по созданию новых мощностей в стране не реализуются, – признает старший аналитик WMT Сonsult Валерий Андрианов. – Фактически в постсоветскую эпоху был построен один новый завод – в Поволжье, а другие новые мощности не строятся. Это опять-таки из-за такой фискальной политики. Тот же завод “Роснефти”, о котором уже говорят не первое десятилетие, он не может быть построен на Дальнем Востоке только из-за того, что Минфин не хочет согласовать в принципе достаточно разумные условия. Причем здесь речь не идет о каких-то льготах, каких-то выделениях госбюджета – речь идет о нормальном, разумном инвестиционном механизме, то есть таком механизме, который был бы конкурентоспособен на мировом уровне и который позволил бы привлечь российских и иностранных инвесторов в этот проект”.
Неработающий демпфер. Кроме того, рост цен на топливо эксперты связывают с его дефицитом на внутреннем рынке. Аграрии готовятся к посевной и копят запасы горючего для сельхозтехники. При этом некоторые компании существенно нарастили объем экспорта бензина. Так, по итогам 2020 г. “Сургутнефтегаз” на 35%, “Газпром нефть” – на 34%, “ЛУКойл” – на 23%. Нарастила поставки только “Роснефть”, которая обычно закрывает дефицит топлив на внутреннем рынке. По итогам декабря 2020 г. компания увеличила объемы поставок на внутренний рынок на 52% по автобензинам и на 32% по дизельному топливу по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
Максимум условий для вымывания бензина с внутреннего рынка создает механизм демпфера, введенный 1 января 2019 г. Хотя по сути он должен был компенсировать нефтяным компаниям потери в случае, если поставки на внутренний рынок для них оказались менее привлекательными, чем экспортные, но по факту он привел к обратной ситуации. Нефтяники вынуждены продавать топливо на внутреннем рынке себе в убыток. При этом изменение параметров демпфера не приветствуется Минфином, который полагает, что это опасно для бюджета.
“В прошлом году Федеральная антимонопольная служба официально признала, что демпфер составляет порядка 4% от цены на топливо. Соответственно, они уже признались, что демпфер, который должен был стать неким фактором сдерживания оптовой цены, стал дополнительным налогом, – говорит вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. – Механизмы налогового администрирования, которые сегодня существуют, в частности демпфер, их необходимо либо донастраивать, либо полностью отменять. Чтобы ни нефтепереработка, ни реализация нефтепродуктов не оказались в той ситуации, в которой они находятся сейчас”.
Доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков отмечает, что Минфин мыслит в рамках одного финансового года, оценивая, результат в плюсе и минусе. “Они говорят, что “мы не можем снизить демпфер и привести его в соответствие к текущим ценам по одной простой причине – потому что упадут текущие (то есть сиюминутные) поступления в бюджет”. А то, что на эти деньги, если все привести в соответствие, будет расширяться налогооблагаемая база, будут строиться новые современные НПЗ и появляться рабочая сила и новые налоги, это Минфин не волнует”, – полагает эксперт.
Спекулянты раскачивают рынок. Кроме того, важным фактором колебания цен становятся спекулятивные операции, недобросовестных участников биржевых торгов, отмечает Дмитрий Гусев. Спекулянты ведут многократную перепродажу нефтепродуктов, что создает искусственный ажиотаж и разогревает цены. В ноябре 2018 г. это приводило к острому кризису на топливном рынке – “Роснефть” была вынуждена приостановить продажи дизеля и бензина на бирже, чтобы блокировать действия продавцов, раскачивающих цены. Кроме того, ценами нередко манипулируют и независимые сети АЗС, которые провоцируют панику и используют ее в собственных интересах. Нередко они также пытаются обвинить крупные нефтяные компании в завышении цен и требуют продавать топливо по льготным ценам в обход биржи.
Тарифная проблема. По подсчетам аналитиков, около 10% цены топлива составляют транспортные расходы, которые в последнее время тоже растут. Особенно остро вопрос стоит для Дальнего Востока, где работают всего два нефтеперерабатывающих завода, мощностей которых не хватает для удовлетворения спроса огромного макрорегиона. Нередко владельцам АЗС приходится закупать топливо в соседних регионах и везти по железной дороге, что приводит к росту цен. При этом решение о компенсации железнодорожных тарифов так и не было принято. “Существует еще такая особенность, как железнодорожные тарифы на перевозку нефтепродуктов, которые тоже постоянно повышаются как минимум на уровень инфляции. Особенно это сказывается на ценах на Дальнем Востоке, потому что там очень длинное логистическое плечо. Уже неоднократно предлагалось Минфину рассмотреть вопрос о компенсации этих тарифов, но, тем не менее, этот вопрос постоянно откладывается, – констатирует Валерий Андрианов.
“В части Дальнего Востока вообще сложнейшая ситуация сложилась, – уверен Дмитрий Гусев. – Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки топлива на Дальний Восток. Почти 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки Восточной нефтехимической компании для нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого необходимо для Дальнего Востока. Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли”. (Rcc/Химия Украины и мира)