Экспорт химической продукции в стоимостном выражении в прошлом году вырос, а физические объемы экспорта снизились. Эксперты объяснили, с чем связаны такие результаты и каких показателей ждать в ближайшие годы.
Россия достигает все большего успеха в поставках за рубеж товаров с высокой добавленной стоимостью, что соответствует национальным целям, поставленным президентом РФ. В 2021 г. несырьевой экспорт России составил порядка $191 млрд., что на 36% больше, чем годом ранее, согласно опубликованным данным Российского экспортного центра (РЭЦ). Прежде всего в стоимостном выражении выросли продажи химикатов, пластмасс, металлов, удобрений, энергооборудования и продовольствия.
Аналитический центр группы РЭЦ за 11 месяц 2021 г. фиксирует, что в стоимостном выражении рост экспорта из России химической промышленности увеличился на 54%, металлургии – на 52%, ЛПК – на 43%, машиностроения – на 31%, продовольствия – на 23%.
Основным фактором роста валового дохода от российского несырьевого неэнергетического экспорта в 2021 г. стало подорожание на мировом рынке всех основных материалов, сходятся во мнении эксперты. На формирование мировых цен в прошлом году в основном влияли макроэкономические факторы – инфляция, колебания курсов валют, рост стоимости первичных материальных ресурсов. К примеру, стоимость алюминия на мировых рынках выросла за прошедший год более чем на 30%, из-за ажиотажного спроса на древесное сырье в 2021 г. его цена выросла на 40%. Мировой индекс цен на продовольственные товары за прошлый год вырос сразу на 27,6 пункта в годовом выражении и составил 125,7 пункта, значение стало самым высоким с 2011 г.
Высокие цены с одной стороны поддерживались ростом спроса со стороны восстанавливающийся после пандемии промышленности, с другой – дефицитом предложения в условиях резкого роста стоимости сырья и энергоресурсов, которые привели к сокращению производства и даже остановке предприятий.
“Наибольший эффект оказало повышение цен, вызванное взлетом котировок энергоресурсов”, – считает консультант VYGON Consulting Артем Лебедской – Тамбиев.
При этом российские производители в этой ситуации имели сильное конкурентное преимущество, так как получают природный газ и электроэнергию по внутренним регулируемым тарифам, добавил аналитик ГК “Финам” Алексей Калачев.
В пятерку стран-импортеров российских товаров вне сырьевого сектора вошли Китай ($15,6 млрд.), Казахстан ($14,4 млрд.) Белеусь ($11,4 млрд.), Турция ($10,9 млрд.) и США ($7,9 млрд.).
Результаты химической отрасли. Наибольший рост экспорта в стоимостном выражении показала химическая промышленность – 54% за 11 месяцев 2021 г. относительно аналогичного показателя в 2020 г. По расчетам РЭЦ по данным ФТС, за 11 месяцев 2021 г. выросла выручка от экспорта всех базовых полимеров: полистирол – на 53%, синтетический каучук – на 57%, полипропилен – на 67%, поливинилхлорид – на 75%, полиэтилен – на 85%.
К соответствующему росту прибыли химиков это, правда, не привело, указывают отраслевые аналитики, – макроэкономические факторы прямо отразились и на росте затрат компаний отрасли. Во-первых, отрасль сама является потребителем сырья, цены на которое в прошлом году находились на многолетних максимумах. Во-вторых, химический комплекс России сейчас находится в фазе инвестиционного развития, что подразумевает расширение предприятий, новое строительство, дорогостоящее оборудование, привлечение внешних подрядчиков – при этом стоимость закупаемых материалов и услуг также растет.
То есть, с одной стороны, череда макроэкономических факторов, которые привели к росту цен на химическую продукцию, положительно повлияли на бизнес российских производителей, с другой – они несут в себе финансовые риски.
Если же посмотреть на статистику физического экспорта из России, то рост продаж за рубеж наблюдается далеко не по всем группам товаров. Согласно данным отгрузки на экспорт за январь-ноябрь 2021 г., полученным от пресс-службы Минэнерго РФ, физический экспорт полиэтилена относительно аналогичного периода в 2020 г. снизился на 1,15%, полипропилена – на 16,37%, поливинилхлорида – на 10,67%, полистирола – на 30,68%. При этом зафиксирован рост физического экспорта синтетического каучука на 12,29% год к году.
Сокращение экспортных поставок в натуральном выражении также наблюдалось для апатитового концентрата, серы, метанола, капролактама, акрилонитрила, оксидов титана, параксилола, отметил вице-президент РСХ, генеральный директор “НИИТЭХИМ” Салават Аминев. Рост объема экспорта с одновременным снижением стоимостного его показателя был характерен для соды кальцинированной, катализаторов и резинотехнических и резиновых изделий. Одновременно сократился экспорт и снизились цены на жидкую каустическую соду, добавил эксперт.
По данным ФТС, доля экспорта продукции химической промышленности в январе-ноябре 2021 г. составила 7,6% по сравнению с 7,2% в январе-ноябре 2020 г.
Незначительное снижение объемов экспорта химической продукции эксперты объясняют тем, что отрасль в 2021 г. балансировала на принципах саморегулирования. Производители пожелали остаться на стратегически приоритетном для себя внутреннем рынке, который в прошлом году начал восстанавливаться вслед за мировым.
“На текущий момент большая часть продукции нефтехимии поставляется на внутренний рынок, при этом пуск “ЗапСибНефтехима” “Сибура” позволил практически полностью покрыть внутренний спрос на полимеры в России”, -отметил Лебедской – Тамбиев.
Поддержка торгового равновесия. Потребление полимерной продукции и мировое производство полиолефинов растут темпами, превышающими темпы роста мирового ВВП. И здесь сейчас закладываются большие экспортные перспективы. Российским производителям далее предстоит найти оптимальный баланс целей между укреплением отечественных позиций на мировом конкурентном рынке и стимулированием развития внутренней переработки, чтобы одна задача не решалась за счет другой.
В частности, развития отечественной нефтехимии и конкурентоспособности выпускаемой продукции можно достичь за счет дополнительного субсидирования новых проектов большой мощности, а также вертикальной интеграции и концентрации производств.
В 2020 г. правительство РФ приняло закон о поддержке нефтегазохимии. По нему с 2022 г. этан и СУГ становятся подакцизными товарами со ставкой 9 тыс. и 4,5 тыс. руб./т соответственно с правом предоставления по ним двойного налогового вычета. Также двойной вычет смогут получить компании, инвестировавшие в тот же период более 175 млрд. руб. в производства по переработке этана и СУГ общей проектной мощностью не менее 600 тыс. т в год.
“Мне кажется, что и на этом не надо останавливаться, потому что этот закон стимулирует только исходный материал, который лежит в начале технологической цепочки для производства продуктов нефтехимии. Есть смысл поговорить и о следующих этапах передела, которые ближе к финальной продукции. Нам есть смысл этим заниматься, потому что очень многие продукты нефтехимии сегодня не производятся в России”, – ранее заявлял вице-премьер Юрий Борисов.
Отдать должное также стоит политике импортозамещения и государственному финансированию развития наукоемких технологий в России. Они создали благоприятную экономическую среду для разработки современных технологий во многих областях, включая химический сектор.
Благодаря выводу “Сибуром” на полную мощность “Запсибнефтехима” Россия значительно увеличила объемы экспорта и с 2020 г. стала нетто-экспортером полимеров. Все будущие крупные нефтехимические проекты в основном будут ориентироваться на внешние рынки, отметил Калачев из ГК “Финам”. В январе-октябре 2021 г. на долю химического комплекса приходились 6,2% стоимости российского экспорта, эта доля постоянно растет. В связи с переходом от поставок на внешний рынок сырья (нефти, газа и др.) на вывоз продукции их переработки доля химии в экспорте может вырасти в среднесрочной перспективе до 10%, считает Аминев.
Концептуальное развитие химического сектора позволит решить ряд стратегических для России задач помимо существенного роста неэнергетического экспорта и доходов от использования углеводородного сырья. Также это позволит решить задачи по импортозамещению основных продуктов нефтегазопереработки и локализации отечественных технологий и оборудования в нефтегазохимии, отмечал вице-премьер РФ Александр Новак в своей статье “Нефтегаз высоких переделов”.
В результате решения обозначенных задач, по его словам, страна сможет производить 8-16 млн. т дополнительной нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечит $9-18 млрд. в год дополнительного несырьевого экспорта и $40-70 млрд. дополнительных инвестиций за 10-15 лет. При этом потребление и производство этана вырастет более чем в 10 раз, а по производству этилена Россия переместится к 2030 г. на 4-е место на мировом рынке. В соответствии с указами Владимира Путина объем несырьевого неэнергетического экспорта России должен к 2030 г. достигнуть $273 млрд. (rupec.ru/Химия Украины и мира)