Россия неизбежно столкнется с рядом сложностей при перенаправлении экспорта нефти и нефтепродуктов с рынка Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), поделился мнением президент Института энергетики и финансов (ИЭФ), главный директор по экономическому направлению Марсель Салихов.
“При изменении потоков поставок возникнут неизбежные сложности из-за ограниченной пропускной способности ВСТО (трубопроводная система “Восточная Сибирь – Тихий океан”) и существенного удорожания фрахта при транспортировке из портов в европейской части России. Перенаправление поставок российской нефти из Европы в АТР приведет к удвоению среднего времени доставки, что увеличит потребность в танкерах”, – рассказал Салихов.
“Перенаправление экспортных поставок российских нефтепродуктов на азиатские рынки решить намного труднее, поскольку большинство российских НПЗ расположены в европейской части России, и ключевые нефтепродуктопроводы нацелены на европейский рынок”, – добавил он.
Страны Запада в ответ на спецоперацию России в Украине ввели ряд антироссийских санкций, среди которых отказ Евросоюза с августа 2022 г. от импорта российского угля. Импорт нефти и газа из РФ пока ограничения ЕС не затрагивают, однако периодически европейские политики выступают с подобными призывами. Эмбарго на поставки российских энергоносителей уже ввели США.
Россия при этом говорит, что сможет перенаправить свои поставки на альтернативные рынки, например, в Азию.
Сколько и куда? По оценке Салихова, в январе-феврале экспорт сырой нефти из России составил около 5 млн. баррелей в сутки, из них около 2,5 млн. приходилось на Европу. При этом 0,7-0,8 млн. баррелей в сутки нефти идет по магистральной трубопроводной системе “Дружба”, поставки по которой физически нельзя перенаправить в другие регионы, отмечает эксперт.
“Таким образом, около половины экспорта сырой нефти из России приходится на Европу. В европейском импорте сырой нефти доля России составляет около 25%. С учетом нефтепродуктов доля России в европейском импорте нефти и нефтепродуктов составляет около 30%”, – говорит он.
При этом основным потребителем, которому РФ теоретически может перенаправить объемы жидких углеводородов с рынков Европы и США, является Китай. “С точки зрения качественных характеристик российская нефть хорошо подходит для НПЗ Китая и теоретически способна вытеснить до 3 млн. баррелей в сутки среднесернистой нефти аналогичного качества, импортируемой Китаем из других стран”, – отмечает эксперт.
Другой альтернативой, говорит Салихов, выступает Индия, которая в марте увеличивала покупки российской нефти с дисконтом и на условиях поставки CIF, в соответствии с которыми продавец оплачивает доставку товара в порт, страхование, погрузку и фрахт судна. Также предполагается проведение взаиморасчетов двух стран в национальных валютах.
Проблема логистики. По мнению Салихова, решать логистические проблемы с помощью строительства новых нефтепроводов в случае переориентации экспорта с Запада на Восток вряд ли целесообразно, так как это займет много времени. “В настоящее время более целесообразно расширение собственного танкерного флота и расширение мощностей портов. В будущем возможно более активное использование Северного морского пути для поставки нефти азиатским покупателям”, – считает он.
Недостаточное количество танкеров является проблемой для переконфигурации экспорта. “Российский флот способен самостоятельно обеспечивать только 33% морских перевозок российской нефти и нефтепродуктов. Российские танкеры в большей степени подходят для перевозок сырой нефти, а для нефтепродуктов собственный флот может обеспечить перевозку только 17% от общего объема их экспорта”, – заключает Салихов. (1prime.ru/Химия Украины и мира)