В мае Европа импортировала 4,6 млн. т дизельного топлива и газойля по сравнению с 5,9 млн. т в апреле, при этом большинство трейдеров продолжает избегать российских товаров на спотовых рынках, а ценовые спреды делают поставки из Индии и США менее жизнеспособными.
Согласно данным Vortexa, в мае Европа приняла из России морским путем менее 2,6 млн. т дизельного топлива и газойля по сравнению с чуть более 3 млн. т в апреле и почти 3,3 млн. т в мае прошлого года. Это самый низкий месячный объем из России с октября прошлого года.
Срочные поставки по-прежнему идут из России в Европу без перебоев, по этой причине Россия по-прежнему остается крупнейшим поставщиком морского импорта в Европу, хотя и занимает меньшую долю рынка, чем в то же время в прошлом году. В прошлом месяце на долю России приходились 56% морских поставок дизельного топлива и газойля в Европу по сравнению с 62% годом ранее.
Все альтернативные европейские поставщики в мае предоставили меньшие объемы по сравнению с апрелем. Саудовская Аравия поставила около 520000 т, Индия – около 540000 т, ОАЭ – около 250000 т, США – около 170000 т – все это меньше примерно на четверть с половиной по сравнению с предыдущим месяцем.
Разница между ценами в Европе и других регионах в последние месяцы была крайне неустойчивой, но в целом в мае они стали менее благоприятными для импорта в Европу. Грузы дизельного топлива, доставленные в Северо-Западную Европу, оставались в целом дешевле, чем грузы, загружаемые на побережье Мексиканского залива США, что затрудняло арбитражные поставки.
В прошлом месяце фьючерсы на газойль Ice с ближайшим месяцем торгов в среднем составляли почти $14/т по сравнению с сингапурскими свопами на газойль с ближайшими месяцами, тогда как в апреле премия составляла более $26/т. С учетом транспортных расходов и сильно отсталой структуры бумажных рынков, которые сказываются на стоимости товаров в пути, для оправдания арбитражных потоков с востока от Суэца потребовалась бы гораздо большая надбавка.
Индия – единственный из этих поставщиков, который поставляет в Европу значительно больше дизельного топлива и газойля, чем год назад, – в мае прошлого года Европа получила около 350000 т из Индии. Участники европейского рынка ожидали, что Индия возьмет на себя ведущую роль в заполнении пробела в поставках дизельного топлива, оставленного Россией, поскольку континент постепенно замораживает импорт от своего основного поставщика. Импорт Европы из Индии очень чувствителен к арбитражной экономике и колеблется от 200000 т/месяц до 1 млн. т/месяц в течение обычного года.
В прошлом месяце Франция оставалась крупнейшим импортером дизельного топлива и газойля в Европу, за ней следовала Турция. Франция импортировала почти 1 млн. т, что характерно. Турция импортировала около 500000 т, что также типично.
Но два крупнейших импортера Германия и Великобритания импортировали меньше, чем обычно. Германия взяла менее 300000 т только во второй раз за последние 12 месяцев. А Великобритания импортировала чуть менее 400000 т, что является самым низким объемом с июня 2020 г. По словам участников рынка, британская нефтяная промышленность участвовала в одном из самых сплоченных самосанкционных режимов импорта российской нефти с момента начала вторжения в Украину в феврале.
Цены на дизельное топливо в Европе указывают на нехватку предложения с конца прошлого года, при этом цены на газойль с досрочной поставкой намного превышают цены на более поздние поставки. Но маржа дизельного топлива по сравнению с нефтью была в среднем в мае немного ниже, чем в апреле. Отчасти это было связано с заявлением ЕС 4 мая о предложении постепенно отказаться от импорта российской нефти к концу года, что сняло опасения, что эмбарго может быть введено раньше. Тем не менее, маржа снова растет с конца мая, достигнув 31 мая $43,72 за баррель, что является самым высоким показателем с 5 мая. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)