Дефицит газа в Европе продолжает губить бизнес производителей удобрений. Компании одна за другой объявляют о приостановке заводов или о сокращении производственных мощностей. Где Европа сможет закупить удобрения для своих нужд, и ждать ли снижения цен на них?
Природный газ составляет до 80% от общей себестоимости производства азотных удобрений. В связи с “беспрецедентными ценами” на это сырье о приостановке работы объявила вторая по производству удобрений в Европе холдинговая компания Grupa Azoty. С 23 августа польская компания закрыла завод по производству азотных удобрений, капролактама (необходимого в конструкционных пластмассах) и полиамида-6 (высокопрочного пластика). Когда завод возобновит производство – не сообщается.
Выпуск азотных удобрений с 23 августа прекратила и Anwil, “дочка” польской нефтяной компании PKN Orlen.
Ожидается, что с 1 сентября в Литве остановит выпуск аммиака крупнейший в Прибалтике производитель химии Achema.
Прибегнуть к временной остановке предприятия пришлось и американскому заводу аммония CF Industries Holdings в Великобритании.
Сократить производство аммония до 35% вынужден норвежский производитель сельскохозяйственных удобрений Yara International ASA.
Ранее о сокращении выпуска продукции предупреждали немецкие SKW Piesteritz и BASF, а о временной приостановке деятельности заявляла румынская химическая компания Chimcomplex.
Непосильная конкуренция. Практически во всех случаях основной причиной закрытия заводов является себестоимость производимой продукции. При высоких ценах на сырье европейские удобрения стали неконкурентоспособными по сравнению с продукцией из России и США.
Европейские производители минеральных удобрений в Австрии, Польше, Чехии и раньше находились в сложной экономической ситуации и работали с небольшой прибылью. Для них уровень в $700/тыс. кубометров газа является критичным. “При текущих уровнях цен на газ себестоимость производства аммиака в Европе превышает $1150/т, что уже является нерентабельным для многих производителей”, – пояснила аналитик по товарным рынкам “Открытие Инвестиции” Оксана Лукичева.
В январе 2021 г. аммиачные удобрения стоили $328/т, а на пике в марте 2022 г. тот же объем продукта дешевле $1625 в Европе было не найти. То есть произошло подорожание более чем в 5 раз, отметил доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин.
Суммарно под риском закрытия сейчас находится почти треть европейских производственных мощностей азотных удобрений, подсчитал главный аналитик Промсвязьбанка Владимир Соловьев.
При этом надежды на существенное снижение стоимости газа у производителей удобрении нет, считают эксперты.
Европейские подземные хранилища газа (ПХГ) к 23 августу 2022 г. были заполнены почти на 80%. Относительно прошлого года, когда на конец августа наполненность ПХГ Европы не превышала 65%, а максимум заполнения хранилищ наблюдался 21 октября – 77,28%, это хороший показатель. Однако стоимость этого газа в хранилищах очень высока. На фоне сокращенной прокачки российского газа по “Северному потоку” и через Украину, роста температур и периодического выбытия мощностей транспортировки газа из Норвегии из-за ремонтов, Европе приходится заполнять хранилища сжиженным природным газом (СПГ) по спотовым ценам, которые существенно отличаются от цен “законтрактованного газа”.
Кроме того, общий объем ПХГ Европы составляет всего 110 млрд. кубометров при общем объеме потребления 400 млрд. кубометров в год. “Даже запас в четверть годового объема потребления при 100% заполнении хранилищ природного газа не позволит пережить зимний сезон без внешних источников, т. к. зимние месяцы являются наиболее затратными даже по физическому объему газа”, – пояснил Зайнуллин.
Сложности импорта. И пока оставшиеся производители удобрений в Европе в ближайшее время будут метаться между “закрытием” или “работать в убыток”, основные потребители химических удобрений – производители злаковых культур – будут вынуждены закупать химикаты за пределами ЕС.
Ранее Европа импортировала около 35% от всего объема используемых удобрений, а 65% производились внутри союза. “Импорт азотных удобрений в европейские страны невелик, хотя промежуточного продукта – аммиака – Европа закупала примерно 22% (около 40 млн. т) от общего мирового объема производства, из них около 30% приходилось на Россию (около 12 млн. т)”, – подсчитала Лукичева.
По всей видимости, европейские потребители продолжат покупать аммиак в России, так как запрет на экспорт аммиака из России истек 1 мая, а российская квота на азотсодержащие продукты составляет около 8,3 млн. т, считает аналитик. Остальную часть азотных удобрений европейские потребители могут закупить в США, которые также являются крупным поставщиком азотных удобрений на мировой рынок.
Впрочем, продавец своего покупателя всегда найдет. Но вот вопрос, будет ли готов покупатель к выставленному счету.
Туманные перспективы. “Мы полагаем, что ситуация с высокими ценами на удобрения не изменится в ближайший год и не исключаем, что они могут обновить очередные максимумы. Это будет связано, прежде всего, с сокращением предложения и высокими ценами на агропродукцию”, – говорит Соловьев.
На фоне роста цен на зерновые культуры и их дефицит цены на удобрения к началу следующего сельскохозяйственного сезона с большой долей вероятности могут вырасти с текущих уровней до двух-трехкратного повышения, считает Зайнуллин.
“Цены на аммиак и производные удобрения, вероятнее всего, останутся на высоком уровне в ближайшие годы, до того, как прочие производители смогут увеличить производство”, – заключила Лукичева. (rupec.ru/Advis.ru/Химия Украины и мира)