Изменение стратегии российского ТЭК привело к переориентации экспорта нефти и газа на юг и восток, а также к увеличению поставок на внутренний рынок, что придало импульс развитию глубокой переработки углеводородов внутри страны.
Внешние и внутренние факторы открывают перспективы динамичного роста для отечественного рынка газомоторного топлива. Вместе с тем опыт ряда зарубежных стран по использованию природного газа в качестве моторного топлива показывает, что российскому рынку газомоторки есть куда развиваться.
Тенденции рынка. Газомоторное топливо применяется более чем в 80 странах. Данный рынок имеет устойчивую динамику роста. С 2000 г. по 2020 г. число транспортных средств на природном газе увеличилось более чем в 20 раз. К концу 2021 г. количество автомобилей, работающих на этом виде горючего, составило более 30 млн. или 2,4% мирового автопарка.
Можно сказать, что показатели не такие уж и внушительные. Важно, что большая часть автотранспорта на газомоторном топливе приходится на динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (21,4 млн.) и Латинской Америки (5,5 млн.).
Мировыми лидерами по использованию газомоторного транспорта являются Китай, Иран, Индия, Пакистан и Аргентина. В этих странах ГМТ стало реальной альтернативой бензину и дизельному топливу благодаря государственной поддержке и экономической эффективности для потребителей при переходе на газовое топливо. До 2024 г. ожидается увеличение числа газозаправочных станций на 8 тыс. единиц, в основном рост придется на упомянутые страны. Примечательно, что прошедший в середине сентября Самаркандский саммит ШОС обозначил ряд крупных совместных газовых проектов с Китаем, Ираном, Индией и Пакистаном, что открывает хорошие перспективы роста экспорта газа в данные страны.
В Европе показатели использования газомоторного топлива выглядят скромнее – всего 2 млн. автомобилей на континент. Лидером здесь выступает Италия, где эксплуатируются 1,2 млн. автомобилей на газовом топливе.
Китай – лидер в сфере ГМТ. Мировым лидером по числу автомобилей с газовым оборудованием является Китай. Там свыше 6,7 млн. машин ездит на метане, большую часть из них составляют грузовики. Китайская государственная программа поддержки рынка топлива, производимого из природного газа, действует 30 лет. Заслуга по распространению и популяризации ГМТ принадлежит местным властям провинций и муниципалитетов.
Среди основных мер стимулирования – предоставление субсидий автовладельцам на переоборудование машин с бензиновым двигателем на метан. Успешный опыт, полученный в начале 2000-х годов, оказал влияние на дальнейшие планы. Результатом предоставленных мер поддержки стало повышение уровня использования природного газа в транспортном секторе.
Основным фактором перевода части автотранспорта на газ стала необходимость снижения нагрузки на окружающую среду. Переоборудование значительной части муниципального транспорта и таксомоторного парка на газомоторное топливо стало наиболее эффективным способом улучшения экологической ситуации.
Опыт других стран. Иран располагает вторым по величине в мире парком автомобилей, работающих на природном газе – 4,5 млн., что составляет 32% от общего количества транспортных средств в стране. Сеть газозаправочных станций в Иране превысила 2,4 тыс. Масштабная газификация автотранспорта обусловлена реализацией госпрограммы, стартовавшей в 2001 г. С тех пор в Иране действует механизм, направленный на стимулирование производства автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ). Правительство ввело субсидии для перевода общественного транспорта и такси на метан, а также для строительства газозаправочных станций и прочей инфраструктуры. Поддержка оказывается и в локализации производства компрессорного оборудования.
В Индии газомоторное топливо используют свыше 3,5 млн. автомобилей. При этом доля транспорта, работающего на природном газе, в общем автомобильном парке составляет менее 2%. Общая численность заправок КПГ в Индии достигла 1,4 тыс.
Достаточно широко природный газ в качестве моторного топлива применяется в Пакистане и Аргентине. В Европе наиболее широко газомоторное топливо распространено в Италии.
Перспективы в России. Российский рынок газомоторного топлива динамично развивается. Так, за последние десять лет объем реализации природного газа для производства ГМТ вырос в 3,5 раза – с 365 млн. до 1,3 млрд. куб. м, количество газозаправочных станций увеличилось в 2,8 раза – с 250 до более чем 700, число автомобилей на газомоторном топливе увеличилось в 3,7 раза – с 70 до 260 тыс. единиц. Дальнейший рост данного сектора связан с реализацией федерального проекта “Развитие рынка природного газа как моторного топлива”. Реализация этого проекта даст возможность увеличить долю газа, направляемого на внутреннее потребление, а также позволит потребителям получить альтернативный и сравнительно дешевый вид горючего.
В перспективе газовое топливо может получить большее распространение в сегменте грузовых автомобилей и морских судов за счет сравнительно меньших выбросов вредных веществ в атмосферу и меньшей стоимости топлива в сравнении с традиционными бензином и дизелем.
Метан в качестве моторного топлива имеет значительное преимущество в плане воздействия на окружающую среду. При его применении выбросы углекислого газа в два раза меньше, чем вредная эмиссия при использовании бензина, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с транспортом на дизеле. В выхлопах от газового топлива отсутствуют сажа и соединения серы, что способствует меньшей задымленности воздуха.
Если говорить об экономической эффективности, то стоимость 1 кубометра метана в среднем в 2-2,5 раза ниже стоимости 1 литра бензина или дизеля и в среднем по России составляет 21,5 руб. При этом по расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 литру бензина.
Учитывая нынешнюю ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке энергоносителей, высокую экологичность и сравнительно низкую стоимость ГМТ, российский рынок газомоторного топлива имеет все шансы на дальнейший рост. (Дмитрий Полохин, эксперт Торгово-промышленной палаты РФ, Rcc/Химия Украины и мира)