За январь-август выпуск минеральных удобрений в России снизился на 2,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, сообщает Telegram-канал Центра экономического прогнозирования Газпромбанка со ссылкой на данные Росстата, скорректированные на расчеты участников рынка. При этом производство оказалось все же больше, чем в 2019 и 2020 годах на 10,5% и 4% соответственно.
За январь-август больше всего снизился выпуск калийных удобрений – на 25,1%, также упали показатели по азотным удобрениям – на 6,3%, в то время как производство карбамида выросло на 6,1%, аммиачной селитры – на 10,1%. Экспорт удобрений в целом упал на 11%, основное падение пришлось на аммиачную селитру (почти 50%), хлористый калий (на 24,8%) и КАС (на 32,2%). Это связано со снижением спроса в Европе и логистическими трудностями несмотря на то, что прямого запрета на закупку минудобрений из России нет.
К лету ключевые российские производители фосфорсодержащих и азотных удобрений приспособились к ограничениям и увеличили поставки на альтернативные рынки: “Фосагро”, например, значительно снизиоа поставки в Европу, но нарастило экспорт в Индию в 2,5 раза. “Еврохим” также перенаправил продукцию с рынков, где возникли препятствия, в другие регионы. Наибольшие проблемы возникли у “Уралхима” из-за остановки аммиакопровода Тольятти-Одесса, а также “Уралкалия”, экспорт которого к середине лета сократился на 25-30% после блокировки принадлежащих компании перевалочных терминалов в Прибалтике.
В ближайшие полгода сектору придется столкнуться с ростом финансовой нагрузки: ожидается введение экспортной пошлины на удобрения, если мировые цены фосфорных и азотных удобрений превысят $500/т, калийных – $400/т. Кроме того, в декабре ожидается индексирование цен на газ для российских промышленных потребителей на 8,5%. На начало августа мировые цены на минеральные удобрения оставались на высоких уровнях: так, диаммонийфосфат с отгрузкой на Балтике стоил $832/т, калий – $660/т, карбамид – $581/т. В 2023 г. в проект бюджета заложено изъятие у химических компаний более 100 млрд. руб. в виде пошлины.
Исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Максим Кузнецов говорит, что отечественный рынок – неизменный приоритет для российской отрасли минеральных удобрений. По его словам, за последние семь лет аграрии удвоили закупки минеральных удобрений до 5 млн. т д. в. в прошлом году. К 2030 г. Минсельхоз прогнозирует увеличение этого показатели до 8,8 млн. т. “Производство основных видов минеральных удобрений в России растет: более чем на 30% за последние семь лет, в том числе на 5,6% в 2021 г.”, – добавляет он. Кроме того, по словам Кузнецова, за первые восемь месяцев 2022-го увеличилось производство наиболее востребованных в России удобрений – азотных и фосфорных – на 4,2% и 2% соответственно. А общая динамика по отрасли, как следует из данных Росстата, сдерживается падением производства хлористого калия – наименее потребляемого вида удобрений на внутреннем рынке, объясняет Кузнецов.
“На этом фоне, вполне ожидаемо, что в этом году темпы закупок минеральных удобрений в АПК превысят прогнозные. К середине октября предприятия отрасли почти на 100% обеспечили потребность российского АПК в минеральных удобрениях на весь 2022 г. В ряде регионов уже начались заблаговременные поставки минеральных удобрений под весеннюю посевную кампанию 2023 г.”, – прокомментировал Кузнецов. По его словам, сейчас в соответствии с рекомендациями ФАС, согласованными с Минпромторгом, Минсельхозом и Минэкономразвития, предельные цены на минеральные удобрения для АПК фиксируются в торговых политиках производителей и размещаются на их официальных сайтах. Согласованные ведомствами рекомендации предусматривают поэтапную индексацию предельных цен в 2022 г.: на 5% с 1 июня, на 5-10% с 1 сентября и на 8,4-8,6% с 1 декабря.
По мнению гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, рассчитывать на рост внутреннего потребления минеральных удобрений не стоит: доходность растениеводческого бизнеса довольно сильно сократилась, в то время как цены на удобрения не только остаются на высоких уровнях, но по ряду позиций растут. Также революционные изменения не произойдут и в экспортных направлениях, поскольку все рынки уже сформированы, хотя ограниченная переориентация поставок все же идет, сказал он.
Вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут считает, что страны, желающие нарастить закупку минудобрений, есть, но вопрос в том, что “у них еще и деньги должны быть”. Российские производители смогут выйти на новые рынки, но для этого нужно время. А пока неформальные санкции действуют и негативно влияют на поставки в традиционные страны-покупатели, отмечает он.
По мнению Корбута, перспективы глобального роста потребления минудобрений есть: большие урожаи нужны, а в условиях ограниченных земельных и водных ресурсов мир вряд ли сможет в ближайшие десятилетия обойтись без минеральных удобрений, несмотря на экологическую политику некоторых стран, которые придерживаются идеи ограничения их использования. Рост потребления удобрений возможен и в России, но использование современных минеральных удобрений определяется технологическим уровнем хозяйств, а для этого нужны инновации, которые определяются инвестициями, которые, в свою очередь, зависят от доходов. “А текущая политика государства в отношении растениеводства, в первую очередь производителей зерна и масличных, с ограничением экспорта и доходов сельхозпроизводителей, не очень стимулирует их к технологическому развитию”, – прокомментировал Корбут.
Гендиректор агрофирмы “Прогресс” (Краснодарский край) Александр Неженец говорит, что стоимость некоторых видов удобрений сильно выросла. В частности, аммофос теперь стоит 61,5 тыс. руб./т (в 2021 г. компания закупала его на два сезона более чем вдвое дешевле), а азотные удобрения подорожали примерно на 20%, при этом КАС на октябрь не удалось заказать. Но, несмотря на все сложности, продолжает он, “Прогресс” будет увеличивать внесение удобрений, так как компания стремится к большим урожаям.
“Тверская агропромышленная компания” пока не закупала удобрения: в прошлом году все делали закупки осенью, в результате чего был ажиотаж, некоторые виды удобрений было просто невозможно приобрести, в то время как весной таких проблем уже не наблюдалось. “Объемы внесения зависят от того, что мы будем делать с посевной: с нынешними ценами на зерно, вероятно, мы не проведем яровой сев. Тогда, соответственно, и удобрения не нужны”, – заключил Конаныхин. (Агроинвестор/Advis.ru/Химия Украины и мира)