Медленный рост спроса и ограниченная поддержка нефтехимии подчеркивают неопределенность перспектив рынка пропана в этом году.
Европейский рынок пропана вряд ли столкнется с проблемой предложения в 2023 г., учитывая более слабый региональный импортный спрос и долгосрочный глобальный рынок, который, как ожидается, компенсирует снижение доступности на местном рынке.
Рынок приблизился к 2023 г. с ограниченной поддержкой со стороны его традиционных источников спроса – отопления и нефтехимии. Эксплуатационные показатели установки этиленового крекинга упали ниже уровней, наблюдавшихся в начале финансового кризиса 2008 г., поскольку спрос на все последующие продукты упал. Есть надежды на оживление нефтехимического рынка, но настроение на начало 2023 г. пессимистичное, учитывая макроэкономические опасения.
Рынок теплоснабжения может стать ключевым фактором роста цен на крупные грузы в транспортном узле Амстердам-Роттердам-Антверпен, учитывая сдержанный спрос в нефтехимическом секторе, за счет большей доли в общем потреблении. Но средние региональные температуры были повышены с начала зимы, несмотря на резкое похолодание в северной Европе в начале декабря. И они поднялись до исторического максимума в некоторых частях континентальной Европы в начале 2023 г., в том числе почти до 20 °C в Польше, к тревоге метеорологов. Долгосрочные прогнозы погоды неясны, но текущие признаки указывают на то, что температура зимой 2022-2023 гг. в Европе будет намного выше среднего уровля.
Цены на пропан для крупногабаритных грузов упали с марта 2022 г. до $510/т 20 декабря, в конце года – $544/т, а летом были выше $700/т. Цены на пропан также упали по отношению к сырой нефти, снизившись на 30 процентных пунктов до 89% к концу 2022 г. по сравнению с годом ранее.
Северо-Западная Европа должна по-прежнему привлекать импорт пропана из США в этом году, несмотря на слабые региональные цены из-за роста производства в США, замедления роста спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе и более высоких транспортных расходов на дальнемагистральные перевозки. Влияние Азиатско-Тихоокеанского региона на экспорт США значительно ослабло в 2022 г., поскольку китайский нефтехимический сектор столкнулся с внутренними ограничениями, связанными с Covid-19, и неустойчивой мировой экономикой. Пекин недавно смягчил свою политику нулевого Covid, но это имело ограниченный потенциал роста спроса на СНГ, продолжающиеся проблемы, связанные с пандемией в стране, должны ограничить любое немедленное восстановление спроса на импорт.
Задержки в Панамском канале усугубили эту проблему для американских экспортеров, увеличив стоимость экспорта с побережья Персидского залива в Азиатско-Тихоокеанский регион и продолжительность пути. В начале декабря фрахтовые ставки VLGC достигли семилетнего максимума в $208/т на маршруте Хьюстон-Чиба от побережья Мексиканского залива до Японии, что привело к сокращению маржи для американских экспортеров. Задержки м Панамском канале и фрахтовые ставки снизились в начале года, но перегруженность и более высокая стоимость доставки, вероятно, продолжат вызывать проблемы в 2023 г., несмотря на приток новых VLGC в мировой пул судов.
Низкий спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе столкнулся с ростом производства в США и вялым спросом на отопление, что позволило запасам пропана в США увеличиться до 90 млн. баррелей перед Рождеством, что почти на 28% больше, чем годом ранее. Запасы в США упали до 80,7 млн. баррелей к 30 декабря после сильного холодного шторма, обрушившегося на север страны, но это все равно было более чем на пятую часть выше, чем за год. В результате в Северо-Западную Европу по-прежнему поступает повышенный поток импорта пропана из США, несмотря на то, что с середины октября нетбэк в Азиатско-Тихоокеанский регион регулярно растет. Европейские нетбэки в $4,75/т в четвертом квартале 2022 г. снизились с $12/т в первые три месяца года.
Но импорт США в Северо-Западную Европу вырос на 48% по сравнению с прошлым годом, до 1,26 млн. т в четвертом квартале. В декабре он составил 343000 т, снизившись на 28%, но в январе должен подняться до 600000 т, что на 60% больше, чем в прошлом году, показывают данные Vortexa. В целом импорт США в Северо-Западную Европу увеличился на 63% до 5 млн. т в 2022 г. Это поможет Европе компенсировать растущий дефицит, вызванный падением добычи в Северном море и на региональных нефтеперерабатывающих заводах из-за высоких цен на природный газ, которые, вероятно, сохранятся. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)