Запрет на российский экспорт продуктов нефтепереработки, который начнет действовать 5 февраля, не приведет к дефициту дизтоплива в Европе, в то же время Россия, вероятно, потеряет более половины рынков сбыта своей нефти и нефтепродуктов, пишет The New York Times
Война России в Украине и реакция на нее Запада привели к радикальным изменениям в глобальных путях снабжения сырой нефтью и природным газом. Ожидается, что запрет на российские нефтепродукты приведет к очередным потрясениям в энергетической отрасли.
В S&P Global считают, что Европе нужно больше дизельного топлива и других нефтепродуктов из нефтеперерабатывающих государств, таких как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты на Ближнем Востоке, а также из Индии, Китая и США. Есть признаки того, что этот сдвиг уже происходит, Франция и Германия сокращают закупки российского дизельного топлива.
По мнению аналитиков, эмбарго почти наверняка вызовет напряженность, которая приведет к росту цен. Большие расстояния для доставки дизельного топлива будут означать, что для отправки продукции в Европу потребуются более крупные суда, а более длительные сроки доставки прибавят расходы.
По словам аналитика Kpler Виктора Катона, общий экспорт дизельного топлива из России в последние дни резко сократился. Когда вступит в силу эмбарго на нефтепродукты, Россия, по всей вероятности, потеряет более половины рынков сбыта своей нефти и нефтепродуктов. И России будет труднее убедить Индию, увеличившую закупки российской нефти, сделать то же самое в отношении нефтепродуктов, где она самодостаточна.
В Европе не ожидается дефицит дизельного топлива и других нефтепродуктов, когда начнется эмбарго, резервы обеспечивают по крайней мере краткосрочный буфер.
Продажа нефтепродуктов имеет решающее значение для финансирования бюджета РФ и ее войны в Украине. Запад надеется постепенно снизить этот источник денег для Кремля. Дизельное топливо имеет решающее значение для экономики Европы, им заправляют не только грузовики, которые доставляют товары, но и более 40% автомобилей в Евросоюзе.
В прошлом году Россия поставляла около половины импортируемого в Европу дизельного топлива, около 700000 баррелей в день. Эти объемы трудно быстро заполнить, в последние недели европейские нефтепереработчики готовились и наращивали свои резервы.
В конце ноября стало известно, что европейские трейдеры спешат заполнить резервуары в регионе российским дизельным топливом, поскольку альтернативные источники остаются ограниченными. Загрузка российского дизельного топлива, предназначенного для региона хранения Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA), выросла до 215000 баррелей в сутки с 1 по 12 ноября. Данные Refinitiv показывают, что при наличии нескольких альтернатив дизельное топливо из России составило 44% от общего объема импорта дорожного топлива в Европу в ноябре по сравнению с 39% в октябре. Россия рассчитывала существенно увеличить экспорт дизельного топлива до введения эмбарго в ЕС.
Запасы дизельного топлива в Северо-Западной Европе в начале весны достигнут минимума за последние 12 лет, свидетельствует прогноз консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Страны “Большой семерки” намерены установить два предела цен на российские нефтепродукты, чтобы учесть те, которые продаются по более высоким ценам, чем нефть, а также торгующиеся со скидкой. В рамках наложения санкций на Россию за ее вторжение в Украину Евросоюз запретит импорт продуктов переработки из России 5 февраля. (forbes.ua/Химия Украины и мира)