Министерство энергетики Казахстана установит более высокие предельные цены бензина и дизельного топлива для продажи на автозаправках, проект такого приказа опубликован на сайте открытых нормативных правовых актов страны.
В проекте предельная цена на бензин марки Аи-80 установлена в 89 тенге за литр, бензин марки Аи-92/Аи-93 – 205 тенге за литр. Дизельное топливо (летнее, межсезонное) теперь будет стоить 450 тенге за литр. При предъявлении водительского удостоверения, выданного в Казахстане, предельная цена дизтоплива – 295 тенге за литр при покупке до 100 литров в сутки на легковой автомобиль и до 300 литров в сутки на грузовик или автобус.
Ранее Аи-92/Аи-93 стоил 182-187 тенге. Таким образом, цены вырастут на 11%. Дизельное топливо подорожает с 230-260 тенге.
В Минэнерго объяснили, что повысить цены нужно, чтобы уравнять их с ценами в соседних странах и не допустить вывоз топлива из страны.
“В Казахстане цены на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном сегменте значительно ниже цен в приграничных странах. Учитывая существующую разницу в ценах на нефтепродукты в Республике Казахстан и сопредельных странах, возникает риск перетока нефтепродуктов в приграничные страны, вследствие чего возникает высокая вероятность возникновения дефицита на внутреннем рынке ГСМ Республики Казахстан”, – говорится в пояснительной записке к проекту.
Новые цены на топливо вступят в силу ориентировочно 12 апреля после завершения публичного обсуждения поправок, сказал 3 апреля министр энергетики Болат Акчулаков.
“Мы сейчас опубликуем этот проект, чтобы он вступил в силу, пройдут 5-6 дней. Конечно, в течение этого времени некоторые небольшие АЗС могут придержать топливо, они же видят, какая будет цена. Чтобы не допустить этого, мы заранее договорились с крупными сетями АЗС, что мы выделим дополнительный объем с НПЗ для безостановочных продаж”, – объяснил он тогда.
Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов объяснил повышение цен на ГСМ угрозой их дефицита из-за “серого экспорта” в соседние страны.
“Это непростое решение, но мы вынуждены такое решение принимать (о повышении цен). Если сейчас этого не сделать, то в ближайшее время мы столкнемся с дефицитом ГСМ”, – сказал он 4 апреля.
По его словам, в последнее время в Казахстане отмечается высокий уровень потребления ГСМ, связанный с вывозом топлива в соседние страны транзитным автотранспортом и по “серым” схемам экспорта. Реальное потребление топлива в Казахстане при этом не изменилось, уточнил он.
“Государство принимает все меры для того, чтобы увеличить производство ГСМ: за последние 5 лет производство бензина увеличилось на 70%, дизтоплива – на 33%. Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей. Однако мы продолжаем сталкиваться с резким дефицитом ГСМ на внутреннем рынке. Это связано, в первую очередь, с низким уровнем цен внутри нашего рынка”, – сказал Смаилов.
“Если не сокращать диспаритет цен с уровнем цен соседних стран, то мы столкнемся с дефицитом того же дизтоплива в объеме 850 тыс. т по текущему году”, – отметил он.
При этом премьер обещает принять все меры необходимые для сдерживания инфляции. “Действительно, рост цен на ГСМ окажет определенное влияние на инфляционные процессы. Прямое влияние на общий уровень инфляции составит порядка 0,35 п. п. Это прямое влияние. Будет еще и опосредованное влияние, учитывая, что дизтопливо и бензин входят в структуру затрат наших производителей, будет определенный мультипликативный эффект”, – сказал премьер-министр.
“Глава государства ставит перед нами задачу по снижению уровня инфляции к концу года в два раза. Поэтому правительство принимает системные и оперативные меры по сдерживанию инфляционных процессов. По итогам марта мы видим, что происходит заметное замедление темпов инфляции: если в феврале годовая инфляция составляла 21,3%, то в марте видим 18,1%. Эта тенденция будет продолжаться, будем дальше активно реализовывать наш комплекс мер, направленный на сдерживание инфляционных процессов”, – сказал премьер-министр. (Rcc/Химия Украины и мира)