В 2023 г. в России в эксплуатацию будет введено несколько терминалов для экспорта сжиженных углеводородных газов (СУГ), расположенных на Дальнем Востоке. Готова ли отрасль к такому “развороту на Восток” и кто обеспечит загрузку новой инфраструктуры?
СУГ почти вне политики. Евросоюз до сих пор не ввел санкции против российских СУГ, хотя Европа является основным рынком сбыта для производителей из РФ. В 2022 г. на ЕС пришлось около 70% экспорта, несмотря на прекращение поставок в Германию, Нидерланды и Финляндию.
Традиционно главным покупателем остается Польша (около половины экспорта РФ), а из Северо-Западной Европы российские СУГи в прошлом году были перенаправлены в страны Балтии. То есть Польша и страны Прибалтики отлично совмещают публичную антироссийскую риторику и лоббирование собственных экономических интересов в Еврокомиссии, не спеша отказываться от поставок из России.
Впрочем, в масштабе Евросоюза возможное введение соответствующего эмбарго не вызовет экономического потрясения, поскольку США с 2019 г. активно наращивали поставки углеводородных газов в Европу. Воспользовавшись дефицитом энергоресурсов в регионе, Штаты увеличили поставки СУГ в ЕС в 2022 г. на 63% до 7,9 млн. т (46% от всего импорта СУГ странами ЕС).
При этом экспортные рынки перераспределяются между отдельными российскими производителями, что неочевидно на первый взгляд. В 2022 г. товарное производство СУГ в стране выросло на 2,4% г/г, до 12,1 млн. т, экспорт снизился на 21% г/г, до 2,67 млн. т.
Картина кажется понятной: экспорт упал из-за закрытия Украины (24% поставок за рубеж в 2021 г.), а рекордно низкие цены на пропан-бутан на внутреннем рынке поддерживают спрос в России. В прошлом году у всех российских экспортеров возникли одинаковые проблемы: сложности с расчетами в долларах и евро, снижение спроса в Северо-Западной Европе, а также резкое удорожание логистики. Но способы решения данных задач коренным образом отличаются, что фактически перевернуло расстановку сил на рынке.
Стратегии компаний. Далеко не всех российских производителей западные ограничения обошли стороной. В апреле 2022 г. Польша ввела санкции против “Новатэка” и его “дочки” (Novatek Green Energy Sp. z o. o.), заморозила их активы и потребовала передать газовую инфраструктуру местным компаниям. Однако против “Сибура”, главного поставщика СУГ в Польшу, не было введено никаких санкций, несмотря на аффилированность акционеров и тесное сотрудничество двух компаний.
Не повезло и “Роснефти”, основной экспорт СУГ которой шел на/через Украину: компания в феврале 2022 г. одномоментно лишилась основного рынка сбыта. “Газпром экспорт” остановил поставки в Польшу – вероятно, по репутационным или политическим причинам.
“Сибур” стремится сохранить позиции на рынке Польши и Прибалтики, несмотря на негативно настроенную общественность с обеих сторон. Дело не только в оставшихся контрактах и “привычке”, но и в терминале по перевалке СУГ в Усть-Луге (“Портэнерго”), оператором и единственным пользователем которого является “Сибур”. Соответственно, для компании экономически целесообразно перенаправлять поставки в страны Балтии, а не в СНГ и АТР.
Государственные “Роснефть” и “Газпром” были вынуждены искать альтернативные рынки сбыта вместо недружественных стран, переориентировав свои поставки с Украины и Прибалтики на Афганистан, Кыргызстан и Таджикистан. В то же время Китай, на который аналитики возлагали большие надежды в начале 2022 г., не показал взрывного роста импорта. Как результат, пока в выигрыше мелкие трейдеры и производители, которые устремились на премиальный рынок Европы вместо крупных игроков.
Теперь о плюсах. Быстрое изменение географии поставок СУГ позволило российским производителям нивелировать давление конкурентов из недружественных стран. Государства СНГ, АТР и Центральной Азии выбирают поставщиков исходя из лучшего ценового предложения, а не политических соображений. С одной стороны, Россия может предоставлять дисконт новым странам-партнерам, не готовым платить рыночную цену за СУГ. С другой стороны, меньшая конкуренция в этих регионах позволяет развивать бизнес в Азии, где спрос на энергоресурсы будет расти опережающими темпами. А возможным это станет благодаря своевременному строительству терминалов по перевалке СУГ на Дальнем Востоке.
Газуем на Восток. В нынешнем году должны быть закончены два новых терминала: транспортно-перегрузочный комплекс (ТПК) по перевалке СУГ в порту Советская Гавань компании “Ремсталь” мощностью 1 млн. т и терминал в порту Ванино, принадлежащий компании “Прайм”, мощностью 0,75 млн. т (на втором этапе – 2 млн. т). Также в 2021 г. прошел экологическую экспертизу терминал для перевалки СУГ в районе бухты Перевозная Приморского края компании “Восток LPG”, мощностью 1 млн. т.
То, что сразу несколько терминалов СУГ на Дальнем Востоке находятся в завершающей стадии строительства, – лишь стечение обстоятельств, но никак не результат дара предвидения бизнесменов. Все проекты многократно переносились из-за сложностей с обеспечением поставок, бюрократических препон и даже протестов экологов (в случае терминала в бухте Перевозная, где обитают краснокнижные животные).
Тем не менее, в 2023 г. новые экспортные мощности будут весьма кстати компаниям, которые лишились европейского рынка сбыта и вынуждены тратить дополнительные средства на железнодорожную логистику.
Таким образом, Иркутская нефтяная компания, строящая новый ГПЗ в Усть-Куте, и “Газпром экспорт” с его Амурским ГПЗ смогут перенаправить СУГ в страны АТР, ранее недоступные из-за дорогой логистики. В то же время частные компании – “Лукойл”, “Сибур” и мелкие трейдеры – сохранят присутствие на рынках Европы. В результате ожидается строгое разделение рынка на Восток и Запад, а также экспортных территорий между крупнейшими производителями. (Rcc/Химия Украины и мира)