После принятия проекта о windfall tax российская химическая промышленность подсчитывает, во что ей обойдется сбор, который может оказаться не разовым. В то же время белорусский химпром готовится поправить свое финансовое положение за счет активизации экспансии на российские рынки.
Химики попадут на сверхналог. Одной из главных новостей недели стало принятие Госдумой в первом чтении законопроекта о налоге на сверхприбыль. Точнее проектов два: один вводит саму процедуру, второй определяет параметры разового сбора до 28 января 2024 г. Ранее промышленники пытались предложить свои варианты налога, но они приняты не были.
В итоге по принимаемым параметрам сбор затронет предприятия с выручкой более 1 млрд. руб. в год при условии, что прибыль в 2021-2022 гг. была выше прибыли в 2018-2019 гг. Ставка windfall tax (“налог на непредвиденный доход”) по итогам 2021-2022 гг. составит 10% от разницы прибылей. Само предприятие может сократить размер ставки вдвое, до 5%, если согласится заплатить налог до 30 ноября этого года. По этому пути пошло “Фосагро”.
Всего плательщиков будет порядка 2,5 тыс., но по проекту мера не распространяется на компании нефтегазового сектора и добычу угля. Очевидно, что под налог попадает почти вся крупнотоннажная химия, которая активно развивалась и показывала хорошие результаты в последние годы. Доходы химических компаний сложно назвать “непредвиденными”, деньги эти явно не “надуло ветром”, так как компании планомерно работали над улучшением своих показателей. Однако законопроект не предусматривает иной оценки деятельности, кроме величины прибыли. В Минфине заявили, что в топ-50 плательщиков 19% составляют производители удобрений, которые 2022 г. закончили с отличными финрезами, несмотря на последствия санкционного давления.
Налог объявляется как разовый, но Минфин допускает его взимание в будущем.
У каучуков появился позитив. В последние месяцы наметилось оживление на рынке синтетических каучуков (СК). В конце июня Росстат опубликовал итоги мая, в которых отметил рост объема выпуска СК до 146 тыс. т. Это на 22,7% выше показателей за аналогичный период 2022 г. Результат оказался лучше, чем в мае докризисного 2021 г., на 12,9%. В предыдущие месяцы показатели производства СК были ниже показателей 2022 г. Такой результат отрасль получила вопреки низкому уровню производства в шинной отрасли. Восстановление частично произошло за счет сегмента промышленных товаров.
Еще одной позитивной новостью стал анонс нового проекта на этом рынке. Группа компаний “Титан” приступила к строительству производства полиизобутилена (ПИБ) мощностью 10 тыс. т на площадке завода “Омский каучук”.
В целом рынок в ожидании принятия закона о демпфере для СК, но воспользоваться им смогут далеко не все.
Беларусь увидела в России экспортный потенциал. Белорусские химические компании приготовились к наращиванию экспансии на российские рынки. Посол Республики Беларусь в России Дмитрий Крутой заявил, что страна в текущем году почти полностью восстановит объем экспорта калийных удобрений и полностью – нефтепродуктов, в том числе за счет помощи российского рынка. Параллельно с этим на проходящем в Уфе Форуме регионов Беларуси и России “Белнефтехим” подписал контракты на поставку в РФ продукции нефтехимии на 10 млрд. российских рублей.
Европейские и американские санкции в отношении химической продукции из РБ планомерно вводятся с 2021 г. и регулярно продлеваются. А в начале 2022 г. были закрыты балтийские порты для белорусский удобрений. С этого момента Беларусь использовала российскую территорию, но преимущественно в качестве транзитной и даже вознамерилась построить терминал для перевалки калийных удобрений. Главными же целевыми экспортными рынками были Китай и Индия, на перспективу – страны Африки.
Но очевидно, что Россия является самым близким и понятным рынком, на котором белорусская продукция уже в принципе присутствует. Сейчас речь идет о достаточно существенном наращивании этого присутствия. По оценкам главы “Белнефтехима” Андрея Рыбакова, экспорт продукции компании в РФ существенно вырос в прошлом году и составил $3,5 млрд. Теперь контракты заключены еще примерно на $120 млн., компания на этом не хочет останавливаться. По сообщениям “Белнефтехима”, речь идет о поставках автомобильных шин (“Белшина”), полиэтилена высокого давления (завод “Полимир”, “Нафтан”), фталевого ангидрида и алкидных смол (“Лакокраска”), калийных удобрений (“Беларуськалий”). Физические объемы экспорта не указываются.
Российские рынки фталевого ангидрида и алкидных смол относительно небольшие, кроме того, они и ранее являлись целевыми для этой белорусской продукции. Изменить баланс сил на рынке ПЭВД белорусская продукция вряд ли сможет. Мощности “Полимира” (130 тыс. т) ни в какое сравнение не идут с мощностями того же “Сибура”.
Несколько иначе дела обстоят на шинном рынке. “Белшина” производит порядка 4,3 млн. т покрышек в год (причем из российских синтетических каучуков и техуглерода). Генеральный директор компании Андрей Бунаков заявил, что, несмотря на падение продаж новых автомобилей в России, в 2022 г., “Белшине” удалось увеличить объем реализации шин в РФ. Потягаться с новой складывающейся в России тройкой лидеров легкового сегмента белорусский производитель вряд ли сможет. Само российское производство практически не восстанавливается с учетом высокой вероятности кризиса перепроизводства. А вот сегмент покрышек для грузовых автомобилей почти восстановился. И, судя по всему, “Белшина” метит именно сюда. Еще в 2022 г. Бунаков отмечал существенный рост спроса в РФ на резину для карьерных самосвалов и строительной техники. Так как “Белшина” планирует наращивать производство для экспансии в РФ, для российских производителей синтетических каучуков такой поворот может оказаться даже выгодным.
Поставка калийных удобрений на профицитный российский рынок может рассматриваться только в рамках транзита. В последние месяцы производство этого типа продукции в РФ постепенно восстанавливается, но еще далеко от показателей 2021 г. При этом восстановление идет исключительно за счет новых экспортных контрактов. Сельхозпредприятия внутри страны полностью обеспечены удобрениями.
На что действительно могут повлиять белорусские поставки, так это на цены. Производители самой разной продукции из РБ не раз доказывали, что в конкурентной борьбе могут демпинговать и способны держать низкие цены достаточно долго. (rupec/Химия Украины и мира)