Химия Украины и мира

Казахстан: Производители бытовой химии проиграли войну за внутренний рынок и начали покорять другие страны

Больше половины произведенных моющих средств отправляют на экспорт

Рынок моющих, чистящих средств и товаров личного пользования в Казахстане в денежном выражении превысил $563 млн., увеличившись за год в 4 раза. Это данные только по импортной продукции, которая была ввезена в страну за прошлый год. Если добавить сюда цифры по объемам реализации товаров отечественных заводов бытовой химии, итоговая сумма увеличится. Правда, незначительно. Это связано с тем, что доля казахстанских предприятий на внутреннем рынке крайне мала.

Роль отечественных производителей можно проследить по балансам ресурсов и использования Бюро национальной статистики АСПиР РК. Так, за январь-май текущего года по четырем укрупненным товарным группам из шести удельный вес заграничных поставщиков в реализации на внутреннем рынке варьировался от 98% до 100%. Импорт превалировал в продажах зубной пасты, различных чистящих и моющих средств, шампуней, косметики для волос.

Долю в 45,7% казахстанские производители занимали в категории средств для бритья, составов для принятия ванн, дезодорантов. Аналогичными показателями могли бы похвастаться и мыловары: из реализованных 20,3 тыс. т различных видов мыла на территории страны 10,7 тыс. т могли быть полностью made in Kazakhstan. Однако на прилавки казахстанских магазинов попала только половина этого объема, 5,3 тыс. т, остальное мыловары экспортировали за границу. В итоге удельный вес казахстанских товаров в категории мыла и поверхностно-активных веществ составил 26,4%.

Именно в двух категориях, в которых наблюдается экспорт продукции, отмечен и более или менее заметный объем производства. В лидерах “мыльная” товарная группа: в 2022 г. казахстанские предприятия произвели 17,5 тыс. т жидкого и твердого мыла. За первые пять месяцев 2023-го были выпущены 10,7 тыс. т таких товаров, рост производства в сравнении с январем-маем прошлого года составил 75,3%.

Почти на 65% за январь-май выросли показатели выпуска моющих средств. За указанный период производители отчитались о производстве 7,9 тыс. т различных гелей, кондиционеров для стирки и аналогичных средств для наведения чистоты. В предыдущие пять лет эта ниша неплохо развивалась, ежегодно прибавляя по 15-38%. Исключительным можно назвать только 2022 г., когда прирост был небольшим – менее 1%. Общий годовой выпуск продукции в этой категории в прошлом году составил 12,9 тыс. т.

О значимом собственном производстве можно говорить также в категории средств для бритья, дезодорантов, различных парфюмерных и косметических изделий. По итогам прошлого года было выпущено 5,4 тыс. т таких товаров, при этом в целом по стране продали 11,5 тыс. т подобной продукции. Что касается остальных категорий сектора, объемы их выпуска были относительно небольшими, не достигающими даже 1 тыс. т.

Производство моющих, чистящих средств и товаров личного пользования как одна из подотраслей химической промышленности не очень привлекательно для бизнеса: в секторе высока конкуренция со сложившимися брэндами, стартап требует значительных инвестиционных затрат. Например, эксперты АО “Казахстанский центр индустрии и экспорта KazIndustry” оценивают стоимость создания производства моющих средств в $1-1,5 млн. Это одна из причин, по которой в секторе нет очередей из стартаперов и новых амбициозных проектов.

Кроме того, наблюдаются сложности с дистрибуцией на сложившемся годами рынке. Не всегда казахстанские поставщики со своей продукцией могут свободно попасть в крупные торговые сети РК. Об этом говорят сами производители. Именно поэтому крупные казахстанские компании создают филиальные сети в регионах и открывают свои представительства в областных центрах. На это тоже требуются дополнительные ресурсы – и финансовые, и человеческие.

Трудности работы на местном рынке – один из факторов, подталкивающих “мыльный” бизнес выходить на экспорт и искать новые возможности для сбыта. Такую информацию транслировали в СМИ руководители крупных компаний. Например, холдинг “Аврора” через некоторое время после начала продаж на “домашнем” рынке открыл пять филиалов в России. Казахстанская фирма Goldman&Young еще на старте своего развития начала экспортировать продукцию в Кыргызстан, а компания “Адал плэнт” много времени потратила на то, чтобы выйти на рынок Китая.

Сравнительные данные по производству и внешней торговле показывают, что при выпуске мыла объемом в 17,5 тыс. т Казахстан экспортирует 10,6 тыс. т. Это 60,8%. Такая серьезная доля экспорта за последние годы менялась лишь незначительно. Основными покупателями продукции казахстанских мыловаров являются Узбекистан (с долей 48,7%) и Таджикистан (38,7%).

Высокая импортозависимость в секторе отражается и на ценах: удорожание продукции давно выходит за пределы средних цифр инфляции. Например, в июне этого года моющие и чистящие средства в РК выросли в цене на 36,2%, товары личного пользования – на 24,6%. При этом общее годовое удорожание непродовольственных товаров было в пределах 15,8%, а средний показатель инфляции составил 14,6%.

Впрочем, летний уровень подорожания – это еще цветочки в сравнении с тем, как менялись ценники на продукцию в секторе в начале этого года. В январе-марте статистики фиксировали удорожание товаров для наведения чистоты на 51,5-53,9%, продукции для личного пользования – на 40%. Максимальный рост цен был отмечен на хозяйственное (на 90,3%) и туалетное мыло (на 53,8%). (energyprom.kz/Химия Украины и мира)

Exit mobile version