Ограничения государственных бюджетов на дорожные проекты помогают сдерживать рентабельность битума в Европе, что усугубляется высокими ценами на сырую нефть и мазут, обильными поставками в Средиземноморье и закрытым арбитражем на ключевых рынках экспорта.
Работа над дорожными и шоссейными проектами в Европе в этом году ограничена устойчиво высокими темпами инфляции и бюджетным дефицитом, которые являются следствием пандемии и войны в Украине. Спрос во Франции и Германии резко снизился в этом году, в то время как потребление в Великобритании, Румынии и Италии не смогло восстановиться после резкого падения в прошлом году. Спрос на битум в Европе, как правило, падает в пик сезона отпусков с конца июля по август, а затем восстанавливается в сентябре. Но летнее затишье в этом году было особенно выраженным, а осеннее восстановление пока происходит медленно.
Несмотря на это, поставщики грузовиков на ключевых рынках северо-западной Европы, таких как Германия, Франция, страны Бенилюкса и Великобритания, добиваются значительного повышения цен на сентябрьские поставки по сравнению с августом, причем многие контракты, по крайней мере частично, связаны по формуле с изменениями цен в предыдущем месяце. Оценка Argus барж HSFO на условиях фоб Роттердам в прошлом месяце составила в среднем $537,50/т. Поставщикам битума, вероятно, будет сложно окупить весь этот прирост HSFO. С прошлой недели продавцы обсуждают сентябрьское повышение цен как минимум на 40-50 евро/т ($43-54/т) в Германии и Франции и более чем на 50 фунтов стерлингов/ту ($63/т) в Великобритании.
Давление на рентабельность еще острее ощущается на рынке битумных грузов, поскольку обильные поставки из Средиземноморья с трудом находят рынки сбыта для экспорта. Доступность испанского экспорта заметно возросла с конца июля, что совпало с резким падением внутреннего спроса после выборов. В Греции Motor Oil Hellas увеличила добычу за последние два месяца после ремонта на своем нефтеперерабатывающем заводе в Коринфе мощностью 180000 баррелей в сутки, а экспортные грузовые тендеры Hellenic Petroleum стали более частыми. В Турции производство битума Tupras выросло на 7% за год и превысило 1 млн. т в январе-июне.
Но из-за того, что арбитраж с США был закрыт на несколько месяцев, а спрос со стороны экспортных рынков Азиатско-Тихоокеанского региона и Западной Африки был вялым, средиземноморские битумные грузы имеют не по сезону низкую разницу с региональными ценами на HSFO, что усугубляется сильной поддержкой цен на мазут из Саудовской Аравии. и решением России продлить добровольное сокращение поставок нефти до конца этого года. Греческие, турецкие и итальянские грузы битума в настоящее время имеют лишь однозначные премии за грузы HSFO в Средиземноморье, в то время как испанские премии за грузы фоб немного выше и составляют около $10/т. Последний вырос с $7-8/год год назад, когда высокие прямые цены из-за войны в Украине подорвали спрос в Европе и Северной Африке, но существенно ниже, чем около $30/т в сентябре 2021 г. и $60/т в тот же месяц 2020 г.
Европейские санкции на импорт российской нефти в этом году ударили по производству и поставкам битума в Северной Европе, включая Германию. В начале года участники рынка ожидали высокого спроса со стороны Северной Европы на излишки средиземноморского битума, как это произошло в 2022 г. Увеличение ставок фрахта битумных танкеров затруднило обоснование потоков в северном направлении сверх срочных поставок.
Общая картина на европейском рынке битума может измениться в ближайшие недели, когда канадский производитель Irving Oil начнет капитальный плановый ремонт своего нефтеперерабатывающего завода мощностью 320000 баррелей в сутки в Сент-Джоне, в Нью-Брансуике. Окончание сезона дождей в Западной Африке, вероятно в октябре, также повысит спрос на средиземноморский битум. Но ключевым фактором станет масштаб реализации дорожных проектов на северо-западе и в центре Европе в осенние месяцы. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)