Как правительство двумя указами затмило TNF. На минувшей неделе одним из главных событий для отрасли должен был стать Тюменский нефтегазовый форум TNF-2023. Однако все внимание на себя оттянули регуляторные меры правительства РФ. На первый план вышел запрет экспорта топлива. Но практически сразу стало понятно, что запрет не распространяется на страны ЕАЭС, значит эффект от него будет носить временный характер, пока экспортеры не переориентирует свои поставки через дружественных соседей.
Гораздо значительнее – введение гибких экспортных пошлин на широкий перечень продукции, в который попала практически вся нефтегазохимия, включая базовые полимеры и синтетические каучуки (СК), а также удобрения. Пошлина составит от 4% до 7% в зависимости от курса национальной валюты относительно доллара США. Для удобрений установлена наиболее высокая пошлина – до 10%, для полимеров – 7%. При 80 руб. за доллар США и ниже пошлина будет нулевой. Новые экспортные сборы начнут действовать с 1 октября. Завершение их действия пока отнесено на конец 2024 г.
На момент подписания постановления официальный курс ЦБ РФ составлял 96 руб. за доллар, предпосылок для снижения нет. Поэтому пошлины ожидаются на максимальных уровнях.
Для удобрений это уже второе жесткое ограничение экспортных доходов. До 1 сентября пошлина взималась лишь в случае превышения экспортной стоимости удобрений порога в $450/т (ставка составляла 23,5%). А цены выше этой отметки в 2023 г. практически не поднимались. В итоге за первые 6 месяцев в казну поступили только 6 млрд. руб., а по планам Минфина к концу года должны быть 119 млрд. В августе глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что запланированные деньги в бюджет до конца года поступят в любом случае. С 1 сентября была введена адвалорная пошлина в 7% с фиксированным минимальным размером. При этом производителям удобрений предложили внести пошлины авансом – в счет будущих продаж. Теперь с 1 октября производители удобрений будут платить дополнительные 10%.
Стоит ли ожидать снижения цен на внутреннем рынке. Принятое решение о введении новой экспортной пошлины власти мотивировали тем, что оно поможет защитить внутренний рынок от необоснованного повышения цен. Логика действий правительства понятна. При сохранении мировых цен и ослаблении рубля производители могут либо повышать рублевые цены на внутреннем рынке, либо продавать больше продукции на экспорт, формируя дефицит внутри страны. Логично, что пошлина сделает экспорт менее привлекательным либо пополнит федеральный бюджет.
Однако уже сейчас ясно, что в случае с базовыми полимерами, синтетическими каучуками и удобрениями такая мера оказывать влияние на внутреннее предложение не будет.
Начнем с того, что все эти продукты являются профицитными в России. Удобрений производится практически в 10 раз больше, чем потребляется, СК – в 2 раза, полиэтилена высокой плотности – в 2 раза, полипропилена – почти в 2 раза, полиэтилена низкой плотности – в 1,5 раза. Если и есть дефицит на рынке, то он касается продуктов и отдельных марок, которые в стране не производятся или производятся в недостаточном количестве и практически не идут на экспорт. Поэтому цены на внутреннем рынке на эту продукцию зависят не от объемов предложения, а от совершенно иных факторов.
Цены на базовые полимеры и СК при фактически открытом для импортеров конкурентном рынке РФ формируются под воздействием мировой конъюнктуры. При этом многие импортеры ради завоевания доли рынка могут идти на демпинг. Например, такую политику могут позволить себе китайские производители, обладающие в разы большими мощностями и не имеющие экспортных ограничений. Демпинг мы наблюдали в 2019-2020 гг. и со стороны узбекских импортеров ПЭВП, которые свободно могли поставлять продукцию в рамках ЕАЭС, имея меньшие затраты на производство.
На территории России любое производство будет менее рентабельным, чем в странах Азии, в силу высоких энергетических затрат. А сейчас, в условиях возросших издержек и выпадающих доходов от экспорта, для российских производителей возможностей ответа на подобный демпинг практически не остается.
Что касается цен на удобрения, то они и так были ограничены в повышении. Буквально накануне введения новой гибкой пошлины министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, выступая в Госдуме, заявил, что проблем ни с ценами на удобрения, ни с объемами их поставок для сельхозпроизводителей нет. Федеральная антимонопольная служба жестко регулирует внутренние цены на этом рынке: они зафиксированы на уровне 2022 г.
Сокращение НИОКР и инвестпрограмм? А вот на чем мера скажется сразу, так это на выручке компаний нефтегазохимической отрасли. 2022 и 2023 годы и без того оказали негативное влияние на строку экспортных доходов: отлаживание сбыта на новых рынках, затраты на выход на них, увеличение транспортного плеча и т. д. Новая пошлина только ухудшит положение. Компенсировать выпадающие доходы за счет внутреннего рынка производители не смогут, значит будут сокращать издержки. Что может пострадать в первую очередь?
НИОКР. Это не самая большая статья в затратах крупных российских компаний, но после 2022 г. она возросла очень существенно. Например, после вступления в силу международных санкций производители полимеров, во-первых, были вынуждены менять рецептуру многих марок, чтобы перестроится на новые аддитивы. Во-вторых, стали существенно больше создавать новых марок полимеров по запросам переработчиков, которые остались без европейских поставок. Затраты на такие разработки полностью легли на плечи производителей полимеров и бюджетировались в первую очередь из экспортных доходов.
Инвестпрограммы. Сокращения вряд ли коснуться уже реализуемых проектов, но планы на 2024-2025 гг., вероятнее всего, компании будут серьезно пересматривать.
Необязательные соцпрограммы. Понятно, что все социальные обязательства, которые компании несут в соответствии с законодательством, будут исполняться. Однако затраты сверх этого нефтегазохимия вряд ли сможет себе позволить. Например, компании отрасли являются одними из российских лидеров в экологическом движении. Огромную социальную нагрузку они несут в городах присутствия. Особенно это важно для малых городов Севера или Сибири. Так, стараниями “Фосагро” преобразился город Кировск в Мурманской области, стараниями “Сибура” – Тобольск в Тюменской области.
Что дальше? Пока картина рисуется пессимистичная, но правительство заинтересовано в сбалансированном развитии внутреннего производства. Поэтому, возможно, ситуация будет меняться.
Во-первых, как уже отмечалось, гибкая пошлина все-таки видится правительством как временная мера, до конца 2024 г. В целом есть надежда, что ее влияние на отрасль будет ограниченным по времени, если, конечно, власти не пойдут на ее продление. Во-вторых, пошлина была введена достаточно оперативно, возможно, степень ее влияния на разные отрасли не успели оценить должным образом. Есть все основания полагать, что точечно мера может быть пересмотрена после результатов первых месяцев и дополнительных консультаций с отраслевыми сообществами. В-третьих, в руках правительства есть как кнут, так и пряник. Помимо ограничений на экспорт власти могут вводить и стимулирующие меры для работы на внутреннем рынке или меры поддержки российских производителей. Например, уже есть разработанный, но не принятый к действию механизм рыночного демпфера для синтетических каучуков, который должен защитить производителей от волатильности мировых цен.
Вероятнее всего, до конца года мы еще увидим новые регуляторные действия властей, корректирующие складывающееся положение. (rupec/Химия Украины и мира)