Хотя через биржевой рынок проходит более четверти всего топлива на внутреннем рынке, он остается несбалансированным. Следующий шаг – обелить и вывести на биржу мелкий опт, а также приструнить недобросовестных игроков.
За последний год цены на бензин охлаждали дважды: в сентябре 2023-го и в феврале 2024-го. И оба раза в пакет “охлаждающих” мер входило увеличение норматива продажи топлива на бирже.
Доля дизеля, которая должна обязательно отправляться на СПбМТСБ, в октябре поднялась с 9,5% до 12,5%, в феврале – с 12,5 до 16%. Доля бензина была повышена с 13% до 15% в прошлом октябре, пишет “Монокль”.
Эти нормативы нужны для тех нефтяных компаний, которые до сих пор неохотно продают свой товар через биржу. Через СПбМТСБ уже проходит более четверти всего топлива на внутреннем рынке (31 млн. тонн в прошлом году), но это заслуга преимущественно одной крупной “социально ответственной” нефтяной компании, которая заводит на биржу до 40% своего производства.
Смысл перевода торговли бензином и дизелем, а также другим сырьем на биржу в том, что это мешает компаниям разгонять цены, так как биржа в теории представляет собой совершенный рынок, где спрос и предложение балансируются моментально, а цена всегда справедливая. Более того, на СПбМТСБ говорят, что именно биржевая цена сейчас определяющая для рынка топлива. “То, что мы получим здесь, во время спот-торгов и регистрации внебиржевых сделок, моментально транслируется во внебиржевые договоры”, – заявил глава СПбМТСБ Игорь Артемьев. Дело в том, что большинство компаний перешло на формульное ценообразование, какая цена сегодня сложилась на бирже – такая и будет во внебиржевом договоре фактической поставки.
Кажется странным, что, коль скоро через биржу продается уже больше четверти всего топлива, мы до сих пор видим ценовые всплески. Но на самом деле биржевой рынок тоже несовершенен.
От шока не спастись. По мере того как все больше сырья начинает продаваться на организованных торгах, все ярче проявляются их особенности. Самая яркая особенность – волатильность: биржевые игроки моментально реагируют на любые новости. Другая особенность – неравномерный спрос: игроки могут уходить и приходить, и логично, что они начинают особенно активно пользоваться биржевой инфраструктурой в периоды пикового спроса. Это подстегивает цены.
Именно за счет достаточно большого размера биржевого рынка топлива любой товарный шок, которому подвергается российский рынок, быстро транслируется участниками биржевых торгов в ценовые параметры, пишет старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов в статье “Биржа как трансмиссионный механизм в условиях открытой экономики”.
Скачок цен на бензин и дизтопливо августа-сентября 2023 года на СПбМТСБ объясняют тем, что нефтяные компании снизили предложение топлива на торгах на 10-15% относительно уровня 2022 года и одновременно со стороны покупателей начал появляться ажиотажный спрос, плюс на биржу начали выходить новые участники торгов, включая сельхозпроизводителей, которые не смогли купить топливо на внебиржевом рынке. В результате спрос в моменте возрастал в 3,8-4,5 раза.
Еще до осеннего запрета на экспорт биржа ввела в действие собственные механизмы, чтобы не допустить экспорта топлива, купленного на площадке (напомним, торги на СПбМТСБ являются поставочными). В частности, участники торгов получили возможность отклонять заявки на бензин и дизель, поданные на призаводских станциях при НПЗ и на экспортных припортовых станциях. Правда, неизвестно, насколько активно сами игроки пользовались такой возможностью.
СПбМТСБ также изменила ценовые границы для заявок, ограничив их +0,5% в сторону увеличения цены, ввела механизм “дискретного аукциона” для призаводских базисов (то есть для НПЗ), ограничила число пустых заявок, постаралась пресечь использование торговых роботов и завела реестр недобросовестных игроков. Биржа проводила выездные проверки крупных покупателей нефтепродуктов, чтобы выяснить, не покупают ли они их для перепродажи.
Этот инструментарий, уверяют на СПбМТСБ, теперь будет дорабатываться и в случае необходимости применяться снова.
Те самые спекулянты? Кроме того, структура биржевого предложения все еще сильно перекошена: глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша заявил, что большой объем продаж топлива на бирже, как уже говорилось выше, обеспечивается одной ведущей компанией. И если по объективным причинам ее продажи падают, это сразу выливается в нарушение баланса между спросом и предложением и цены идут вверх. “Мы неоднократно предлагали эту социальную ответственность распространить и на другие компании путем увеличения норматива продаж”, – говорит Аркуша.
Не застрахован биржевой рынок и от недобросовестных практик. Недаром в феврале Федеральная антимонопольная служба и СПбМТСБ пообещали оценить поведение участников биржевых торгов нефтепродуктами на предмет манипулирования рынком.
На цены влияют покупки нефтяными компаниями товара друг у друга. С этим долго боролись, говорит глава РТС, потом проблема была решена: появилась дополнительная сессия, где компании по адресным заявкам покупали друг у друга. Но потом дополнительная сессия исчезла. “Должны быть приняты какие-то решения, для того чтобы исключить покупки между нефтяными компаниями во время основной сессии. Они продают, они же покупают. Должно быть действительно рыночное ценообразование”, – настаивает Аркуша.
Гендиректор “Уфаойл” Ринат Фаттахов обращает внимание на большую “серую зону” в мелком опте. “Есть один путь – выводить мелкий опт на биржу, – уверен он. – У нас емкость рынка топлива не меняется, объемы производства не падают, если мы убираем серый экспорт – то куда деваются объемы? Если у нас завтра выйдет на биржу 100-150 нефтебаз, это очень хорошо сбалансирует спрос в остальных оптовых стаканах”. (rcc.ru)