Перспективы роста потребления битума в Индии в 2025 году неоднозначны, поскольку задержки с выделением проектных средств правительствами штатов, вероятно, сохранятся и окажут давление на спрос, в то время как многочисленные незавершенные проекты могут привести к росту потребления.
Индия является чистым импортером битума и крупнейшим потребителем битума ближневосточного происхождения, особенно из Ирана. Потребление битума в Индии достигло рекордных максимумов в 2022 и 2023 годах и превысило 8 млн. т/год, несмотря на длительные задержки платежей, поскольку импортеры предлагали дорожным подрядчикам нетипично более длительные сроки кредитования.
Все импортеры и трейдеры “борются с восстановлением платежей”, сказал индийский импортер. Многие подрядчики требуют кредит, поскольку правительства нескольких штатов не выделили средства, добавил импортер. “Спрос неплохой, но он действительно зависит от финансирования. Спрос не увеличится сильно (в следующем году), но он должен быть довольно стабильным (до 2024 года)”.
Высокое давление на запасы заставило импортеров предлагать нетипично большие скидки для ликвидации грузов, что сократило их прибыль, особенно с учетом роста расходов на импорт из-за дефицита поставок в Иране. Но недостатка в проектах нет, поскольку многие из них были отложены из-за ограничений финансирования, заявили импортеры.
Некоторые контролируемые государством нефтеперерабатывающие заводы ожидают, что потребление вырастет, хотя и незначительно. Ранее нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены предлагать большие скидки по сравнению с указанными значениями, чтобы привлечь больше клиентов, что повлияло на их рентабельность. Это может продолжиться в 2025 году, что в конечном итоге заставит нефтеперерабатывающие заводы сократить выпуск битума и увеличить производство других более ценных нефтепродуктов. Индийские нефтеперерабатывающие заводы обычно производят около 5 млн. т/год, что составляет около 55-60% от общего потребления битума.
“Мы ожидаем только 3-4%-ного увеличения спроса в год, поскольку не было объявлено о новых крупных дорожных проектах, поэтому трудно ожидать большего роста, – сказал источник, близкий к государственному НПЗ. – Но импорт увеличится, если мы сократим производство, учитывая, что рост все еще будет положительным. Так что год не будет таким уж фантастическим по сравнению с предыдущим, и не будет никакого увеличения мощностей для битума”.
Это свидетельствует о том, что ожидания центрального правительства относительно того, что потребление битума в Индии вырастет в годовом исчислении на 14% до 10 млн. тонн в текущем финансовом году, заканчивающемся в марте 2025 года, могут оказаться под угрозой.
Ограниченный экспорт на Ближний Восток. Поставки сырья для вакуумного донного перегона в Иране были нестабильными, а транспортировка сырья с национальных нефтеперерабатывающих заводов частным производителям битума также задерживалась, что, по ожиданиям участников рынка, сохранится и в 2025 году. Это ограничит доступность сырья и, в свою очередь, выпуск битума, увеличив стоимость экспорта, особенно для более дорогой марки VG40, импортируемой Индией.
Сокращение поставок также увеличило заторы в порту Бандар-Аббас, заставив судовладельцев и импортеров нести более высокие простои, увеличивая расходы и давя на аппетит импорта. Существуют также опасения, что новая администрация Трампа может ввести больше санкций и других политических мер против Ирана в 2025 году, что еще больше омрачит перспективы экспорта.
Недавнее заявление Центрального банка Ирана о постепенном закрытии валютной платформы Nima усилило неопределенность относительно стоимости риала по отношению к доллару США, поскольку импортерам и экспортерам теперь придется торговать на основе взаимно согласованных обменных курсов, поскольку курс свободного рынка по-прежнему остается низким.
Между тем, недавняя директива Багдада о запрете ввоза нефти и других нефтепродуктов в Иран, если экспорт не лицензирован государственной компанией Somo, также может ограничить экспорт битума в бочках, поскольку производители битума обычно не имеют лицензии Somo. Иракские бочки обычно переваливаются из Бендер-Аббаса.
Недавняя модернизация государственного бахрейнского НПЗ Sitra с 267000 баррелей в сутки до 380000 баррелей в сутки в первую очередь приведет к увеличению производства средних дистиллятов и нафты, что окажет влияние на производство битума.
Грузы с Ближнего Востока также обычно экспортируются в Юго-Восточную и Восточную Азию в периоды низкого спроса в Индии. Цены на морские перевозки в Азии выросли до многолетних максимумов в 2022 году, а импортный спрос на относительно более дешевые насыпные грузы с Ближнего Востока увеличился, что продолжилось и в 2023 году. Аппетит из Азии был в основном из Китая и Вьетнама, поскольку другие покупатели предпочитали грузы азиатского происхождения из-за совместимых спецификаций и близости.
“Арбитраж Ближнего Востока и Азии закрыт, мы увидим очень мало или вообще не увидим грузов из ОАЭ в Азию”, – сказал трейдер из Юго-Восточной Азии. Это связано с тем, что цены на грузы с Ближнего Востока CFR вряд ли будут конкурентоспособными по сравнению с азиатскими грузами, а ограничения поставок и погрузки в Иране усиливают неопределенность. (argusmedia.com)