Импорт сжиженного газа в Украину в мае составил 77,5 тыс. т, что на 27% больше, чем в апреле, и на 8% меньше аналогичного периода прошлого года. Это рекордный показатель с сентября 2024 года, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
Количество импортеров по сравнению с апрелем увеличилось на 12% и составило 86 компаний.
Наибольший объем – 10 тыс. т – традиционно привезла “БРСМ-Нафта”. Это на 10% меньше, чем в апреле. Трейдер уменьшил поставки судами на 17% (8,2 тыс. т), частично компенсировав это автомобильными объемами из Польши и железнодорожными из Румынии и Венгрии.
Второе и третье места заняли “Надежда” и “Авантаж”, увеличив закупки на 90% и 93% до 7,1 тыс. т и 6,9 тыс. т соответственно. Если компания “Авантаж” уже попадала в “тройку” в этом году, то для “Надежды” это впервые с сентября 2024 года. Большая часть объема (84%) полтавской компании пришлась на железную дорогу, география импорта охватила такие страны, как Польша, Румыния, Венгрия, Чехия, Болгария и Германия. Компания также растаможила 0,41 тыс. т турецкого LPG из Likitgaz Dagitim, привезшего “БРСМ”.
“Авантаж” почти поровну разделил свои закупки между автомобильным и морским транспортом. Компания в 14 раз (0,55 тыс. т) нарастила закупку бутана у молдавского трейдера Euro LPG, став для него единственным украинским покупателем, и в 9 раз (1,07 тыс. т) у Pakar Jacek (Польша), обеспечив 72% продаж польского трейдера. Морской газ для “Авантажа” везли AGTG и “Мартин Трейд” из терминала Aygaz (Турция).
Существенно выросла – на 75% до 3,9 тыс. т – и отгрузка у “Данкор Трейда”. Компания, кроме газа из Aygaz (3,5 тыс. т, 60%), привезла судном Orinda 0,31 тыс. т горючего из City Gas (Румыния). Остальные ресурсы с судна предлагала рынку Bulmarket.
На 43% нарастил объемы “Мартин Трейд” (4,6 тыс. т), на 46% – “Газтрон” (3 тыс. т). Первый увеличил морские поставки с 1,8 тыс. т в апреле до 3,8 тыс. т, второй – железнодорожные с 0,23 тыс. т до 1,3 тыс. т, привезя вагонами-цистернами партию горючего (1,05 тыс. т) из Чехии производства Orlen Unipetrol.
В то же время “Вигазтрейд”, ОККО и “Сентурион” снизили объемы на 35%, 5% и 7% до 6,2 тыс. т, 4 тыс. т и 2,7 тыс. т.
В импортерах засветилась “Параллель”, растаможив 2,12 тыс. т газа из Aygaz, который для нее судном Mona (IMO: 9187837) привез AGTG. До этого компания импортировала продукт в мае прошлого года.
Основные объемы продукта продолжают поступать по морю. В мае отгрузки на южные терминалы по реке Дунай остались почти на уровне апреля – 35 тыс. т (+2%). Но если в апреле основные объемы поступали из Румынии, то в мае из Турции (57% от импорта морем или 19,8 тыс. т). 14.8 тыс. т турецкого газа поступило из терминала Aygaz, остальное – из Likitgaz Dagitim судами “БРСМ”.
Поставка судами из Румынии уменьшилась на 39% (11,9 тыс. т). Основные потери понес Unicom Oil Terminal, объемы которого снизились в 2,1 раза до 5,5 тыс. т. Но благодаря росту автопартий Румыния осталась крупнейшей страной-поставщиком газа, суммарно завозив 25,6 тыс. т горючего.
В общей сложности автопартии выросли на 50% до 29,3 тыс. т. Больше всего горючего газовозами везли из Румынии (10,7 тыс. т, +61% к объемам апреля) и Литвы (9,8 тыс. т, +24%).
На карте импорта появились отгрузки из Латвии и Молдовы (по 0,55 тыс. т по каждому направлению). Весь объем был доставлен с Latvijas Propana Gaze и Euro LPG соответственно.
Поставка из Польши грузовиками хоть и выросла на 38% (6,3 тыс. т), но осталась существенно ниже среднего помесячного показателя прошлого года (12 тыс. т). Bialchem Group остался крупнейшим экспортером газа, хотя его объемы и снизились на 20% (1,97 тыс. т). Поставки с Pakar Jacek, в основном благодаря закупке “Авантажем” тяжелого газа плотностью 570 кг/куб. м, увеличились в 4 раза до 1,48 тыс. т. Возобновили продажи украинским трейдерам PKN Orlen (0,34 тыс. т) и Unimot (0,45 тыс. т).
Но основной прирост произошел в поставках железной дорогой, объемы которой выросли на 90%, к самым большим с сентября 2024 года 13,3 тыс. т, благодаря закупкам “Надежды”.
Большие объемы поставок LPG в мае создали существенный профицит ресурса на рынке, из-за чего производители были вынуждены снижать цены, а трейдеры продавать с минимальной или даже нулевой наценкой.
Все опрошенные трейдеры декларируют намерения снизить поставки в июне. Впрочем, аналогичные планы были и в апреле. (enkorr.ua)