Производственные показатели украинской промышленности синтетических моющих средств в I квартале составили 57,1 тыс. т, или 102% к уровню аналогичного периода 2012 г (56 тыс. т в I квартале 2012 г.). В производственной структуре доля СМС, упакованных для розницы, занимала около 95%.
Позвоните в г. Белгород, +7 (4722) 40-00-39 и закажите аппарат ГС 10 – аппарат искусственной вентиляции легких «Горноспасатель-10». Он спасет жизнь работающих в горнодобывающей промышленности. «Горноспасатель-10» незаменим в гражданской обороне, пожарной безопасности, горноспасательных работах, ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основную выработку СМС для розницы контролировали компании “Проктер энд Гэмбл Украина”, “Винницабытхим” (дочернее предприятие российской “Невской косметики”), “СК Джонсон”, “Унал-АВС Кемикал Индастри”, “Интерфил”, “ФС Украина”, “Милам”, “Голд Дроп”, “Пирана”, “Сан Клин Инт”, “Симокс”. На их долю приходилось свыше 90% общенационального производства СМС для розницы. Долевое участие двух ведущих производителей – “Проктер энд Гэмбл Украина” и “Винницабытхим” – 50% и 20% соответственно.
Сохранение высокой степени концентрации производства СМС в Украине обуславливает ухудшение ситуации в производственной деятельности многих средних и особенно мелких предприятий. Большинство предприятий с украинским капиталом вынуждено работать в нижнем ценовом сегменте рынка, где на значительный уровень рентабельности рассчитывать не приходится, и постепенно утрачивают позиции.
Следует отметить ряд предприятий с незначительным производственным потенциалом, которые в условиях жесткой конкуренции выпускают СМС, расширяют товарный ассортимент, выводят на рынок СМС с актуальным на сегодняшний день для Украины трендом – бесфосфатные стиральные порошки, моющие и чистящие средства. Так, в январе компания “Бара” представила новые бесфосфатные стиральные порошки “Белые паруса” (универсальный эконом класса и для цветных тканей). В феврале стартовали продажи жидких стиральных средств ТМ “Royal Powder” (производитель – “Де ла Марк”).
ПАО “Крымский содовый завод” позиционирует как бесфосфатное, хорошо известное украинскому потребителю, чистящее средство для ухода за всеми видами посуды, хрусталя и санитарно-бытовым оборудованием под ТМ “Сяйво”. По информации специалистов крымского завода, в основе рецептуры средства “Сяйво” – кальцинированная сода и технический бикарбонат натрия. Получен продукт, близкий по качеству к сесквикарбонату натрия (с массовой долей сесквикарбоната натрия до 60%). Средство “Сяйво” не содержит фосфатов и поверхностно-активных веществ. Существующая производственная мощность средства “Сяйво”, упакованного в полипропиленовые контейнеры, составляет 5 тыс. т/год, упаковочные мощности потребительской (мелкой) тары – до 30 т/месяц.
В начале 2013 г. отмечается значительный рост экспортных поставок СМС. В январе-феврале экспортировано 7,96 тыс. т СМС для розницы, что на 81% больше, чем в соответствующем периоде 2012 г. Основной прирост экспорта обеспечили поставки продукции компаний “Винницабытхим” и “Проктер энд Гэмбл Украина”. Доминирующие объемы экспорта СМС были направлены в Россию (5,01 тыс. т), Турцию (1,21 тыс. т), Беларусь (0,46 тыс. т), Молдову (0,27 тыс. т), Казахстан (0,25 тыс. т), Азербайджан (0,18 тыс. т). Ведущим экспортером оставалась компания “СК Джонсон” – более 45% общих поставок (ТМ “Туалетный утенок” “М. Мускул”). Второй по объем поставок экспортер – “Винницабытхим” (ТМ “Сарма”, “Ушастый нянь”), третий – “Проктер энд Гэмбл Украина” (средство для мытья посуды “Фейри”). В небольших объемах СМС экспортировали “Эльфа”, “СВ”, “Пирана”, “Универсал-М”, “Карапуз”, “Украинские промышленные ресурсы”, “Сан Клин”, “Агарти” и др.
В импорте СМС для розницы на украинский рынок количественные объемы увеличились на 16,7% к январю-февралю 2012 г. Прирост поставок был характерен для большинства ведущих стран-поставщиков. Ведущие поставщики Россия и Польша контролировали соответственно 35% и 20% общих поставок СМС для розницы.
Импорт СМС для розницы в Украину в январе-феврале 2013 г.
Страна | Количество, тыс. т | Стоимость, тыс. $ | В % по количеству к январю-февралю 2012 г. |
Всего | 17461 | 22279 | 116,7 |
Россия | 6728 | 7349 | 108,1 |
Польша | 3369 | 3768 | 110,1 |
Австрия | 1580 | 1887 | 85,3 |
Венгрия | 1267 | 1834 | 271,9 |
Болгария | 1224 | 1243 | 125,9 |
Германия | 569 | 1074 | 137,1 |
Чехия | 497 | 460 | 355,0 |
США | 495 | 1560 | 63,6 |
Бельгия | 320 | 800 | 122,1 |
Израиль | 242 | 425 | 74,9 |
Беларусь | 242 | 259 | 806,7 |
Италия | 216 | 263 | 480,0 |
Прочие | 713 | 1357 | – |
Основными игроками в импорте СМС на украинский рынок оставались компании Procter & Gamble (основные экспортеры – Россия, Венгрия, Чехия) и Henkel (Россия, Польша, Венгрия), контролировавшие порядка 60% общего импорта моющих и чистящих средств по весу.
В поставках СМС из европейских государств доминировали Польша (здесь и далее основные фирмы-поставщики – Henkel, Reckitt, Cussons), Австрия (Henkel), Венгрия (Unilever, Henkel), Болгария (Ficosota), Германия (Henkel) и др. Из США крупные объемы СМС поставила компания Amwey, из Израиля – SANO. (Черкасский НИИТЭХИМ, ЦНТБ химического комплекса Украины/Химия Украины, СНГ, мира)