В Программе форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 гг. отмечено, что одной из главных задач нефтегазового сектора является обеспечение потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов. На повестке дня вопросы увеличения глубины переработки нефти до 87-90% с нынешних 40-50% и доведения качества горюче-смазочных материалов (ГСМ) до международных стандартов (Евро-3 – Евро-5).
В настоящее время в Казахстане действуют Атырауский, Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы и Павлодарский нефтехимический завод. Несмотря на высокую суммарную мощность и комплексность переработки нефти, текущая загрузка казахстанских производств значительно отстает от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий СНГ. Основными причинами недостатка перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления нефтепродуктов, по словам экономиста Гульнур Рахматулиной, являются высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, длительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований и связанная с этим необходимость инвестиций в действующие производства. «В целях решения задачи по дальнейшему динамичному развитию нефтеперерабатывающей промышленности Казахстана и повышения уровня ее эффективности правительством республики утвержден Комплексный план модернизации НПЗ. Реализация данного проекта, по мнению его разработчиков, позволит к 2015 г. в полном объеме обеспечить внутренний рынок Казахстана качественными нефтепродуктами, соответствующими требованиям Евро-4. После завершения модернизации общая мощность трех НПЗ республики составит порядка 17 млн. т. Внутренний рынок будет полностью обеспечен качественными нефтепродуктами», – отмечает Гульнур Рахматулина.
Вместе с тем, нынешнее состояние нефтеперерабатывающего сектора не удовлетворяет потребности внутреннего рынка нефтепродуктов. Показатели местных заводов значительно отстают от аналогичных показателей передовых зарубежных нефтеперерабатывающих предприятий в силу различных проблем. В первую очередь, это низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств в республике. НПЗ, построенные еще в советское время, не отвечают современным стандартам. Отсутствие высокотехнологичных производств получения нефтехимических продуктов после глубокой очистки углеводородного сырья не позволяет наладить выпуск достаточных объемов качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. По оценкам экспертов, уровень переработки нефти на республиканских НПЗ составляет около 45-50%. Для сравнения: в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86-92%. На казахстанских нефтеперерабатывающих предприятиях весьма высок объем производства мазута, значительная часть которого вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций для выработки тепла и электроэнергии. Между тем, мазут является основным видом сырья для производства широкого ассортимента топлив, масел и других важнейших синтетических нефтехимических продуктов.
«Весьма низким остается уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на НПЗ. Так, на Павлодарском НХЗ уровень выхода высокооктанового бензина в 2013 г. составлял 21,37%, на Шымкентском – 11,45%, на Атырауском НПЗ выход бензина марки Аи-92 – 3,88%. На АНПЗ более высокие марки бензина пока не производятся», – констатирует казахстанский экономист.
Общей проблемой как российских, так и казахстанских нефтепродуктов является высокое содержание серы. Из-за этого, например, дизельное топливо, производимое в Казахстане, в странах Евросоюза разрешено использовать только как печное топливо, поскольку оно не удовлетворяет экологическим стандартам ЕС. Высокое содержание серы – следствие высокого ее содержания в российской смеси нефти, а также устаревшего оборудования НПЗ, которое не обеспечивает должную очистку продукта.
Вступление Казахстана в Таможенный союз, по мнению многих экспертов, положительно отразится на развитии рынка нефтепродуктов республики. При этом актуальное значение приобретает разработка согласованных принципов таможенной, налоговой, тарифной и экспортной политики государств-участников ТС в сфере нефтепереработки.
Гульнур Рахматулина напоминает, что в связи с необходимостью проведения государством адекватной политики в сфере развития рынка нефтепродуктов в 2003 г. был принят Закон “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”. Документ определяет компетенцию правительства в области функционирования рынка нефтепродуктов. В феврале 2010 г. были внесены дополнения в указанный закон, которые устанавливают предельный уровень цен на “социально-чувствительные” нефтепродукты (низкооктановый бензин, ряд сортов высокооктанового бензина – Аи-92, Аи-93 – и дизельное топливо), что обеспечит стабильность рынка ГСМ. «Анализ указанных законодательных актов в сфере нефтепродуктов позволил сделать вывод о несовершенстве нормативно-правовой базы в данной отрасли, – говорит Гульнур Рахматулина. – Несмотря на принятие ряда постановлений правительства и закона о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в отрасли сохранялась хроническая недозагруженность мощностей, что приводило к дефициту ГСМ на внутреннем рынке. Постоянной проблемой являлся рост цен на нефтепродукты. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, уровень внутриреспубликанских цен на бензин и другие виды ГСМ оставался довольно высоким, что свидетельствует о несовершенстве механизма регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов в Казахстане».
При формировании механизма функционирования рынка нефтепродуктов необходимо учитывать вступление Казахстана в Таможенный союз и актуальность проведения с другими государствами-участниками ТС согласованной политики в отраслях топливно-энергетического комплекса. В настоящее время по мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. Первичная переработка нефти в РФ стабильно росла на протяжении последних нескольких лет. При этом создание Таможенного союза будет иметь положительное влияние на развитие рынка нефтепродуктов. Во-первых, упрощение таможенных процедур и различных формальностей на внутренних границах ТС будет способствовать ускорению товародвижения и, как следствие, насыщению рынка нефтепродуктами и достижению его сбалансированности. Во-вторых, формирование ТС станет важным фактором развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе. В-третьих, для участников внешнеэкономической деятельности в рамках ТС разработаны упрощенные формы налогового заявления. В частности, реализована возможность представления налогоплательщиками таких форм налоговой отчетности, как “Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов” и “Декларация по косвенным налогам по импортируемым товарам”. При этом для лиц, имеющих электронную цифровую подпись, реализованы электронные шаблоны. (oilnews.kz/Химия Украины, СНГ, мира)