Высокооктановый бензин АИ-95/98 может подорожать до более чем 200 тенге/л (текущий 184,51/$1), считает аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова. “По нашим прогнозам, АИ-92, самый ходовой тип бензина, подорожает до 140 тенге/л, цены на АИ-95 и АИ-98 взлетят выше 200 тенге/л и ниже уже не опустятся. Мера вынужденная. Это объясняется тем, что несмотря на наличие трех нефтеперерабатывающих заводов, Казахстан не в состоянии обеспечить себя бензином собственного производства и должен закупать значительные объемы из России”, – сказала она.
По словам К. Манаковой, казахстанским недропользователям не выгодно продавать нефть на внутреннем рынке из-за низкой по сравнению с мировой ценой на углеводороды. “Фискальные меры поддержки – пониженная ставка на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при поставках на внутренний рынок, действующая пошлина и рентный налог на экспорт сырой нефти – являются недостаточно эффективными. Основной объем поставок на внутренний рынок обеспечивается путем директивного давления на отечественных недропользователей в ущерб их экспортным возможностям. Упущенная экспортная маржа делает обеспечение внутреннего рынка нефтью еще более невыгодным предприятием”, – пояснила она. “Если не будет проведена корректировка стоимости топлива, то продолжит увеличиваться разница по доходности между внутренними поставками нефти и ее экспортом. Поставки нефти на казахстанские НПЗ будут становиться все менее выгодными. Кроме того, если нефть будет поставляться на экспорт в прежних объемах, то с учетом уменьшения сырьевой базы в 10-летнем периоде для отечественных НПЗ не останется сырья. Все это приведет к тому, что основными регуляторами рынка ГСМ станут только жесткие административные меры”, – подчеркнула К. Манакова. Тем не менее, предполагает она, казахстанцы будут покупать бензин и по такой высокой цене.
Как сообщал ранее министр нефти и газа Узакбай Карабалин, цены на регулируемые виды ГСМ в течение I квартала меняться не будут. “В первом квартале мы будем цены на нефтепродукты удерживать. Наши заводы будут работать, они производят такой объем нефтепродуктов, который будет целиком на рынке, любой вывоз за пределы Казахстана этих продуктов сегодня запрещен, поэтому вся продукция будет использоваться только у нас. Кроме этого, те запасы, которые мы сегодня имеем, позволяют в течение 30-45 дней сохранять и регулировать цены таким образом, чтобы находиться в пределах тех цен, которые на сегодня установлены”, – сказал он. По его данным, производство автобензина в Казахстане в 2014 г. прогнозируется на уровне 2885 тыс. т, импорт – 1069 тыс. т, потребление – 4168 тыс. т. “Потребление превышает сегодняшние объемы производства. Такая же ситуация сохраняется по дизельному топливу. При потреблении 4946 тыс. т в республике будет произведено 4194 тыс. т, поэтому мы 600-650 тыс. т будем импортировать. В основном импорт осуществляется из России”, – добавил он. Узакбай Карабалин не решается давать прогноз по ценам на ГСМ на II квартал.
Государство устанавливает предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов. Однако госрегулирование стоимости оптовой реализации нефтепродуктов не предусмотрено. (Интерфакс-Казахстан/Химия Украины, СНГ, мира)